Содержание:
1. Международные и национальные правовые акты, обеспечивающие приоритеты гуманистических ценностей в образовании 5
2. Понятие общения и его роль в развитии ребенка. Смена форм общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет в Норме и при отклонениях в развитии 17
3. Значение периодизации психического развития для организации диагностической и коррекционной работы специального психолога 25
4. Психологические механизмы формирования агрессивного поведения в детском возрасте. Профилактика и коррекция 28
5. Значение специальной психологии для реализации коррекционо-образовательных задач современного образовательного пространства 31
6. Характеристика основных видов психического дизонтогенеза 33
7. Понятие «норма развития», характеристика и значение ее видов для работы психолога в образовательном пространстве 35
8. Условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка по А.Р.Лурия и Г.М.Дульневу, связь с типом дизонтогенетического развития 39
9. Основные параметры дизонтогенеза и их содержательное описание 40
10. Общеметодическое значение феномена взаимосвязи дефектов в развитии и компенсаторных процессов. Концепции А.Адлера и Л.С.Выготского 40
11. Феномен «общих закономерностей отклоняющегося развития», основные характеристики 52
12. Влияние вида психического дизонтогенеза на становление самооценки и уровня притязаний в детском возрасте. Методы диагностики 55
13. Профориентационная работа в системе работы специального психолога. Современные методы профессионального ориентирования 65
14. Понятие «внутренней картины болезни» и ее значение в диагностической и восстановительной работе специального психолога 67
15. Концепция А.Р.Лурии о трех блоках мозга и ее методологическое значение в диагностической и восстановительной работе 74
16. Основные виды деятельности специального психолога в аспекте решения актуальных задач в системе массового и специального образования 78
17. Феномен проекции. Возможности и ограничения использования проективных методов в диагностической и коррекционной работе специального психолога 79
18. Понятие «психотерапии» применительно к психокоррекционным задачам психолога образовательного учреждения. Функции психотерапии. Отличие психотерапии от психокоррекции. 82
19. Принципы построения обучающего эксперимента как диагностической процедуры. Формула обучаемости 87
20. Значение трудов Л.С.Выготского для формирования теоретико-методологических основ специальной психологии 91
21. Понятие психологического влияния, виды, их краткая характеристика 92
22. Общеметодические подходы и методы ранней психологической диагностики недостатков в развитии в младенческом и раннем возрасте 103
23. Характеристика стандартизированных тестовых методик диагностики интеллекта на примере методики Векслера. Возможности использования в системе работы специального психолога 107
24. Эмпатия. Основные составляющие активного эмпатического слушания как базовой техники эффективного психолого-педагогического общения 108
25. Социально-психологические аспекты и уровни интеграции (включения)детей с различными видами дизонтогенеза в общество (положительные и негативные стороны) 116
26. Защитные механизмы личности и проблема эффективной коммуникации 118
27. Возможности нейропсихологического подхода в решении диагностических и коррекционных задач в системе массового и специального образования 122
28. Сравнительная характеристика игровой деятельности умственно отсталых дошкольников и детей с задержкой психического развития (ЗПР) 127
29. Особенности развития познавательной сферы лиц с умственной отсталостью 128
30. Дифференциально-диагностические признаки отграничения детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА) от детей с алалией 129
31. Виды страхов у дошкольников. Методы выявления и психологической коррекции 138
32. Особенности развития речи у детей с нарушением зрительной функции. Условия овладения словесной речью детьми с нарушениями слуховой функции в отличие от слышащих 139
33. Связь дисграфических и дислексических расстройств с нарушениями вербальных и невербальных психических функций 141
34. Особенности психосоциального развития детей при синдроме Дауна 142
35. Проблемы психологии умственно отсталых детей в работах Л.С.Выготского 146
36. Особенности общения заикающихся, значение для успешной социальной адаптации 155
37. Сравнительная характеристика психологической готовности к школьному обучению умственно отсталых детей и детей с -задержкой психического развития(ЗПР). Методы диагностики 166
38. «Симбиоз» и «отчужденность» как основные девиации процесса социализации, связь с видом психического дизонтогенеза 182
39. Особенности развития мышления у детей с нарушениями слуховой функции. Соотношения в развитии наглядных и понятийных форм мышления 183
40. Темперамент и характер. Факторы формирования акцентуированных и патологических черт характера в детском возрасте. Виды психопатий 186
41. Методы развития саморегуляции психических состояний личности при различных отклонениях в психофизическом развитии 194
42. Психофизический инфантилизм.Вариативность состояний психофизического инфантилизма при задержке психического развития(ЗПР) 195
44. Критерии дифференциальной диагностики задержки психического развития(ЗГГР) от сходных состояний, предложенные В.И.Лубовским 196
45. Возможности использования игры как диагностического и психокоррекционного средства в дошкольном возрасте. Виды игровой терапии 199
46. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ( СДВГ). Вопросы раннего выявления и коррекции 200
47. Виды невротических расстройств, их проявления в детском возрасте, место в структуре различных видов психического дизонтогенеза 201
48. Психологическая сущность синдрома раннего детского аутизма (РДА). Классификация по степени тяжести 204
49. Общая психологическая характеристика детей с первичными нарушениями речи. Влияние речевых нарушений на развитие познавательных процессов и личностно-социальное развитие детей в дошкольном возрасте. 209
50. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрительной функции 212
51. Особенности психического развития при нарушениях функций опорно- двигательного аппарата, связь со спецификой двигательной патологии 217
52. Сложные нарушения развития. Подходы к классификации. Психическое развитие при сложных нарушениях 220
53. Особенности различных видов восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речевой функции. Методы психологической диагностики и коррекции 232
54. Особенности развития личности эмош-юнально-волевой сферы при детском церебральном параличе(ДЦП) 233
1.Семья как социально-психологическое явление, стили воспитания и их влияние на развитие ребенка( Методика АСВ, тест родительского отношения Варги- Столин)) 249
2. Жизненный цикл семьи. «Нормативные кризисы». 259
3. Функции семьи и факторы, осложняющие их реализацию 262
4. Основные этапы группового психотерапевтического процесса 265
6. Семья, имеющая ребенка с недостатками в развитии - зона эмоционального риска 276
7. Исследование межличностных отношений ребенка с родителями при помощи FILM-TEST Р.Жиля 277
8. Структурные компоненты личности по Э.Берну, поведенческие маркеры каждой из подструктур, значение для практики семейного консультирования 290
9. Основные концептуальные подходы к семейному консультированию и психотерапии 294
10 . Пезешкиан: пять ступеней позитивной семейной психотерапии 308
12. Семья как малая группа. Методика диагностики межличностных отношений в малой группе Т.Лири 311
13. Посттравматический стресс (ПТСР). Фаза ПТСР, подходы к психологической реабилитации 320
14. Дисфункциональная семья и ее характеристика 321
15. Возможности различных психотерапевтических направлений для работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии и их близкими 324
16. Методы диагностики детско-родительских отношений в системе психологического сопровождения образовательного процесса 325
17. Четыре онтогенетические жизненные позиции человека(по Э.Берну, Д.Харрису) их влияние на психологическое здоровье и социальную адаптацию, роль семьи 327
18. Основные тенденции развития семейных взаимоотношений при рождении аномального ребенка 333
19. Приемная семья как реабилитационная структура. Особенности психолого-педагогической помощи приемным родителям, воспитывающим детей с различными видами отклонений в развитии. 342
20. Этапы психотерапевтического воздействия на семью как систему 343
21. Манипулятйвные способы воздействия подростков и взрослых по отношению друг к другу 344
22. Анкетирование близких взрослых как метод первичного выявления запроса и зон возможного риска в развитии ребенка 372
23. MMPI -многофакторный метод изучения структуры личности человека. Возможности использования в семейном консультировании 373
24. Психосоматические нарушения в детском возрасте в контексте психологического анализа и психотерапии 377
25. Принципы и процедура проведения «совместных тестов» на диагностику стиля общения в семье( на примере «совместного теста Роршаха» и «Архитектора - Строителя») 378
26. Цветовой тест отношений : процедура проведения, интерпретация, возможности использования в семейном консультировании 399
27. Работа с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом (РДА). Холдинг-терапия. 410
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Шпаргалки по специальной психологии
Образовательное право в полной мере обладает и таким признаком отрасли права, как комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права. В теории права под правовым принципом понимается общее положение, высказывание, которое имеет обязательное значение и подлежит применению при регулировании конкретных отношений как в процессе правотворчества, так и на стадии реализации норм права (См. подробнее В.М. Сырых. 79. С.63-70). Это, например, принципы: законности, равноправия, гуманизма, верховенства закона, приоритета и охраны прав и свобод личности. Принципы отрасли права выступают основанием для всех норм права отрасли и непосредственно влияют на их содержание. Каждая норма права может осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений в строгом соответствии с принципами отрасли права, с учетом их требований относительно правового статуса субъектов правоотношений, совокупности их прав и обязанностей, а также системы санкций.
Так, Гражданский кодекс в числе основных начал гражданского законодательства закрепляет принципы равенства участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав и др. В этих принципах выражается суть гражданско-правовых отношений, их основополагающие черты и признаки. С одной стороны, они объединяют нормы гражданского права в единое целое? самостоятельную отрасль, а с другой, отличают данную отрасль от иных отраслей российского права. Поэтому любая норма гражданского права не может противоречить его принципам, например, закреплять неравноправное положение участников имущественных отношений либо нарушать свободу договора, предоставив органам государственной власти право контроля за этой стороной деятельности физических и юридических лиц. В противном случае норма представляет собой либо законотворческую ошибку, либо норму административного права, или иной отрасли публичного права, метод правового регулирования которых характеризуется неравенством участников правоотношений и наличием государственного контроля.
Принципы образовательного права остаются неизвестными действующему законодательству. Вместо них в ст. 2 Закона РФ “Об образовании” закреплены принципы государственной политики. В статье говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Автономность образовательных учреждений». Как видим, изложенные принципы в Законе признаются принципами государственной политики, а не образовательного права. Все они формулируют исходные, основополагающие требования, которым должна удовлетворять деятельность как законодательной, так и исполнительной и судебной ветвей власти в области законодательства.