Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Шпаргалки по философии. Течения в философии
Под неклассической философией европейского типа обычно понимается совокупность течений и школ, начавших возникать в середине девятнадцатого века, несомненно пе¬ренявших некоторые элементы классики и в то же время резко отличающихся от них как предметами своих творче¬ских изысканий, так и методологическими и мировоззренче¬скими парадигмами. Совокупность этих течений и школ чрезвычайно обширна и многообразна, поэтому обозначим только крупнейшие из них:
- философия жизни (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Освальд Шпенглер), сделавшая предметом своего ис¬следования не материю и не дух, а "жизнь" в ее целостности и объявившая высшей ценностью не разум, а волю (к жизни, к власти, к творчеству). Поскольку "жизнь" в понимании этой школы не тождественна ни духу, ни материи, можно говорить об одной из первых попыток преодолеть крайности материа¬лизма и идеализма;
- позитивизм (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Карл Поппер), резко ограничивший, в особенности на первых этапах своего развития, сферу истинного ("позитивного") знания, сво¬дя его, по сути дела, к знанию отдельных фактов и поставив¬ ший под сомнение методологическую значимость философии. Объявив, что "любая наука сама себе философия", позитивизм по ходу своего развития все больше удалялся в решение хотя и важных, но частных логико-методологических проблем;
- экзистенциализм (Николай Бердяев, Лев Шестов, Карл Яс-перс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю), про¬тивопоставивший философии, нацеленной на познание сущно¬стей, философию индивидуального человеческого существова¬ния (лат. existentia — существование).
- прагматизм (Чарлз Пирс, Джеймс Джеме, Джон Дьюи), попытавшийся "реконструировать" философию путем превра¬щения ее в инструмент решения конкретных проблем, встаю¬щих перед людьми, в связи с чем главным критерием истины была объявлена ее полезность (греч. "прагма" — дело, польза);
- феноменология (Эдмунд Гуссерль), выступившая против резкого расчленения объекта и субъекта познания и сосредото¬чившая все внимание на раскрытии смысла предмета, заложен¬ного в нашем сознании в его априорных формах, в силу чего предмет является нам именно таким (греч. "феноменон" — яв¬ляющееся);
- герменевтика (Ханс Гадамер, Поль Рикер, Томас Кун), из¬бравшая главным способом философствования истол1кование, понимание текстов, поскольку в них содержится языковая ин¬терпретация нашего мироощущения и миропонимания (от греч. "герменево" — разъяснение, истолкование);
- неотомизм (Жак Маритен, Юзеф Бохенъский, Густав Веттер), возродивший философию Фомы Аквинского в новых исторических условиях и совершивший в нем антропологиче¬скую переориентацию.
Уже из этой краткой справки нетрудно увидеть, насколько они разнятся друг от друга. И все же у них есть нечто единое в происхождении, во многих сущностных чертах, и это позволяет говорить о неклассической философии как об определенном историко-философском феномене и этапе.
СЦИЕНТИЗМ (сайентизм, от лат. scientia и англ. science — знание, нау¬ка) — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни об-ва. В качестве образца науки С. обычно рассматривает естественные и т. наз. точные науки. Будучи не строго оформ¬ленной системой взглядов, а, скорее, идейной ориентацией, С. может прояв¬ляться по-разному, с различной сте¬пенью и силой — от внешнего подража¬ния точным наукам, выражающемся в искусственном применении математиче¬ской символики или нарочитом прида¬нии анализу философско-мировоззрен-ческих и социально-гуманитарных проблем формы, характерной для этих наук (аксиоматическое построение, си¬стема дефиниций, логическая формали¬зация и т. п.), до абсолютизации есте¬ственных наук, как единственно науч¬ного знания, и отрицания философско мировоззренческой проблематики, как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). С. в фило¬софии находит выражение в недо¬оценке ее своеобразия по сравнению с др. науками, в отрицании филосо¬фии как особой формы общественного сознания, имеющего свою специфику по сравнению со специально научным знанием. С. в социологии связан с отрицанием особенностей объекта со¬циального анализа по сравнению с объ¬ектами, исследуемыми естественными науками, с игнорированием необходи¬мости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и описательностью, враж¬дебным отношением ко всяким теоре¬тическим построениям, имеющим вы¬ход в социально-философскую проб¬лематику, с абсолютизацией значения количественных методов в социальных исследованиях. В совр. буржуазной культуре С. противостоят различные варианты антисциентизма, настаиваю¬щие на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем че¬ловеческого существования, а в край¬них случаях оценивающие науку как силу, враждебную подлинной экзистенциализм прагматизм