Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Модели несовершенной конкуренции
Актуальность темы. Данная тема весьма актуальна в современных условиях. Ее актуальность обусловлена рядом важных факторов.
Дискуссия об институте экономических систем общества идет уже несколько столетий: сначала – в контексте обсуждения азиатского способа производства, затем – советского строя, в последние годы – постсоветского. Однако до сих пор не разработана типология разновидностей этого института, из-за чего все обсуждение приобретает какой-то публицистический налет. Признавая, что Советская Россия Ленина-Сталина-Хрущева-Брежнева во многом напоминает Китай Циня Ши-хуанди, необходимо видеть и их существенные различия. Самоочевидные ссылки на то, что сначала власть-собственность развивалась в аграрных обществах, а «второе рождение» она пережила в промышленных обществах, - это только начало аналитической работы.
Для начала попробуем дать более-менее строгое определение: власть-собственность – это зависимость прав собственности от должностного статуса.
Простейшую типологию отношений власти-собственности можно построить в зависимости от того, насколько права собственности формализованы. В таком случае власть-собственность может быть формальной (как в обществах азиатского способа производства) и неформальной (как в постсоветской России), возможны и сочетания обоих типов (как это было в СССР, где формальные привилегии номенклатуры дополнялись неформальными «злоупотреблениями»). В таком случае разница между советской и постсоветской властью-собственностью заключается в том, что произошла деформализация института. Власть имущие могут сживать со свету нелояльных предпринимателей и всячески опекать «любимчиков», но постоянно вынуждены прикрываться риторикой заботы об общественных интересах.
Началом радикального реформирования Российской экономики принято считать 1992 год. Путь перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, вопреки заявлениям реформаторов, оказался непрост и тернист. Общество столкнулось с явлениями, которые не имели, да и не могли иметь место в Российской действительности.
Безработица, инфляция, приватизация, демонополизация, кризис финансово-бюджетной системы, изменение общественных ценностей – вот далеко не полный перечень новых атрибутов нашей жизни. Процесс познания, нахождения вариантов решения стоящих проблем, протекает мучительно и болезненно. Плачевное состояние экономики, огромные спады объемов производства, резкое обнищание населения, и, как следствие, адекватное снижение покупательской способности и доходов, а так же целый ряд других причин заставляют вновь и вновь возвращаться к мысли: а верный ли путь выбран? Не ошиблись ли мы в стратегии и тактике рыночных преобразований? Не слишком ли рано отказались от роли государства в регулировании и преобразовании экономических, социальных и политических вопросов.
Именно эти вопросы имеют огромное значение в деле создания полноценного цивилизованного рынка. Гигантские масштабы концентрации производства и монополизация значительной части производства, доставшейся нам в наследство, крайне отрицательно сказывается на развитии конкуренции, без чего нормальный рынок не возможен.
Для преодоления последствий этого в России создан специальный орган в структуре исполнительной власти – Правительстве РФ – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, имеющий на территориях свое управление. На протяжении девятилетней деятельности уже накоплен большой опыт.
Для мировой цивилизации антимонопольная деятельность и государственное регулирование различных секторов экономики и в первую очередь естественными монополиями и монопольными секторами рынка, давно является важнейшей составляющей управления социально-экономическими процессами.
Конституция Российской Федерации (статья 34) запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию. Для общества предпочтительней механизм совершенной конкуренции, который теоретически имеет наибольший потенциал с точки зрения эффективного функционирования экономики.
Однако производство и реализация некоторых товаров более эффективны, если на товарном рынке действует только один производитель. В этом случае механизм конкуренции не работает, и органы государственной власти, во избежание нарушения функционирования всей системы рыночного хозяйства, должны контролировать таких производителей, так как любая монополия потенциально способна злоупотреблять своей рыночной силой.
Прямое государственное регулирование деятельности предприятий в целом является альтернативой рыночному. В индустриально развитых странах оно вводится только в тех случаях, когда создание конкурентной среды и работа механизма рыночного регулирования деятельности предприятий невозможны. Начало широкомасштабного государственного регулирования естественных монополий в России положено в 1996 году с принятием Федерального Закона «О естественных монополиях».
Целью настоящей работы является изучение моделей несовершенной конкуренции.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотреть типы рыночных структур;
- рассмотреть общие черты несовершенной конкуренции;
- рассмотреть чистую монополию;
- рассмотреть монополистическую конкуренцию;
- рассмотреть олигополию;
- проанализировать барьеры, препятствующие вступлению в отрасль;
- проанализировать принципы антимонопольной политики;
- в заключении сделать выводы.