Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Значение сказки и мифа в прозе Евгения Замятина
«...Настоящая литература может быть только там, где ее делают не ис-полнительные и благонадежные чиновники, а безумцы, еретики, отшельники, мечта¬тели, бунтари, скептики» — так писал в 1921 году русский писатель Е. И. Замятин. Дух еретичества, бунтарства определил позицию Замятина как в жиз¬ни, так и в литературе. «Неудобный писатель», он не раз попадал в опалу у властей Российской империи, но и после Октября 1917 года он тоже ока-зался не¬удобным — настолько, что начиная с 30-х годов его имя на полвека было практически вычеркнуто из русской литературы.
Основным жанром Замятина была сказка. Сказки и мифы писались к случаю – политическому случаю. Замятин сделал жанр сказки публицистиче-ским, газетным.
Актуальность исследования. У Замятина было два цикла сказок: один – «Сказки» - был начат еще до революции, другой – «Большим детям сказки» - целиком появился в 1922 г., в Берлине. Сказка, миф – ложь, да в них на-мек… Намеки Замятина сразу же начали разгадываться, заподозрили осуж-дение происходящего в стране.
Замятин, как мало кто из русских писателей ХХ столетия, повлиял на европейскую литературу.
Предмет исследования. Русская литература ХХ века.
Объект исследования. Значение сказки и мифа в прозе Евгения Замя-тина.
Цели исследования. Проанализировать творчество Евгения Замятина; сказка и миф в понимании писателя.
Задачи исследования.
1. Биография Е. Замятина.
2. Художественный мир писателя.
3. Рассказ «Пещера».
4. Роман «Мы».
5. Выводы.
Обзор литературы. В нашей работе мы использовали статьи, про-граммы, монографии таких литераторов, как Акимов В. М., Михайлов О. Н., Поляковой Л. В., Агеносов В. В. и др.
1. Биография Е. Замятина.
Евгений Иванович Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 года в г. Лебедянь Тамбовской губер¬нии (ныне Липецкая область). Отец писателя служил священником в церкви Покрова Богородицы, а мать, тоже происхо-дившая из духовного сословия, была та¬лантливой пианисткой. «Рос под роя-лем, — напишет Замятин в автобиографии, — года в четыре — уже чи¬тал. Детство — почти без товарищей; товарищи — книги. До сих пор помню дрожь от «Неточки Незвановой» Достоевского, от тургеневской «Первой люб¬ви» .
В 1902 году Замятин окончил с золотой медалью Воронежскую гимна-зию. «В гимназии я получал пя¬терки с плюсом за сочинения и не всегда лег-ко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из уп¬рямства) я вы-брал самое что ни на есть математиче¬ское: кораблестроительный факультет Петербургско¬го Политехникума» . Упрямство, дух противоречия привели в 1905 году Замятина, выросшего в далекой от политики патриархальной се-мье, в партию больше¬виков. «В те годы быть большевиком — значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком» — так объяснит он этот свой поступок в автобиографии. За революционную дея-тельность бу¬дущий писатель был арестован и провел «несколько месяцев в одиночке на Шпалерной» , в марте 1906 го¬да был выслан из Петербурга в родной город под над¬зор полиции. С запрещением жить в столице он не сми-рился и летом того же года снова вернулся туда, чтобы завершить образова-ние.
В 1908 году, в год окончания учебы, состоялся литературный дебют Евгения Замятина, который, однако, не принес ему успеха. Широкая извест-ность пришла к писателю лишь в 1913 году, когда в петер¬бургском журнале «Заветы» появилась его повесть «Уездное», высоко оцененная литературной обще¬ственностью, в том числе М. Горьким. Правда, следу¬ющую повесть, «На куличках», ожидало не только одобрение, но и осуждение, — в прямом смысле этого слова: автор был привлечен к суду за оскорбление ар¬мии и офицерства и сослан в Кемь.