Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме общественно-политическое развитие Королевства Саудовская Аравия (2000-е года).
ВВЕДЕНИЕ
В современную эпоху международные процессы становятся во все большей степени глобальными, последовательно включая в число своих участников новых акторов, стремящихся играть собственную, отвечающую их национальным интересам, роль на мировой арене. Иными словами, тенденция глобализации ни в коей мере не отменяет самостоятельности действий того или иного государства как элемента формирующейся глобальной системы мира. Мир развивается в направлении осознания своего единства через сохранение региональных центров притяжения и влияния. Мировые процессы не только глобализируются, но и регионализируются.
Современная Саудовская Аравия представляет собою многоаспектный и разноплановый феномен, специфика которого определяется, как минимум, несколькими обстоятельствами. С одной стороны, королевство – крупнейший поставщик жидких углеводородов глобального значения, и это обусловливает его весомое место в системе мировых хозяйственных связей. С другой, страна имеет статус первородины ислама, и в этом качестве претендует на роль ведущего государства в мусульманского мире. Кроме того, королевство, безусловно, может рассматриваться как сила регионального значения, обладающая достаточными финансовыми ресурсами, соответствующим людским потенциалом и необходимой влиятельностью в делах региона и на более отдаленных пространствах.
Эти обстоятельства служат не только фоном, на котором развертываются общественно-политические и хозяйственные процессы в королевства. Они лежат в основе того, что происходит в Саудовской Аравии на современном этапе, создают императивы, диктующие интенсивность и направленность политических, социальных и экономических процессов, определяют векторы ее развития, детерминируют характер внутренней и внешней политики страны, ее амбиции и устремления на региональном и глобальном уровнях.
Саудовское королевство в последние десятилетия приобрело большой вес как важная составляющая мирового энергетическом баланса. Эта функция королевства получила общее признание, и мнение мирового нефтяного сообщества в значительной степени ориентируется на саудовские оценки и формируется при его активном участии.
Но в последнее время ситуация, связанная с Саудовской Аравией, обрела новые грани. Прежде всего, этому способствовали общая активизация международной жизни, широкое распространение такого всемирного процесса, как глобализация, возникновение мощных тенденций к внедрению в хозяйственную ткань развивающихся стран рыночных инструментов, связанная с этим настоятельная необходимость перехода к экономической либерализации, проведения охватной модернизации воспроизводственных механизмов. Эти процессы общего порядка, естественно, не могли не затронуть королевство, которое на широком фронте инкорпорировано во все институциональные структуры мирового сообщества, втянувшегося в стадию активной структурной перестройки.
Другие обстоятельства, превратившие Саудовскую Аравию в центр внимания мирового общественного мнения и придавшие ей новые грани, связаны уже не столько с экономической составляющей ее бытия, сколько с политическими аспектами ее присутствия на мировой арене. Речь в данном случае может идти о том, что опыт внешнеполитической деятельности королевства в последнее время обрел новое качество за счет актуализации прежде менее заметных ее форм. Это касается серьезного усиления политической и идеологической работы на таких, весьма отдаленных от национальных пределов монархии, территориях, как Афганистан, Россия (Чечня) и Балканы (Босния и Герцеговина). Подобная практика существенно расширила географию и интенсивность саудовского зарубежного присутствия, которое ранее в основном обозначалось в странах третьего мира и подчеркнуто носило черты финансово-экономической помощи без акцентирования религиозно-политического аспекта, хотя совершенно очевидно, что оба эти явления всегда неотделимы одно от другого.
Побудительным мотивом для столь выраженной смены декораций в указанных выше случаях стала переоценка саудовским режимом своей роли в современном мире и, в частности, в политике общения с мусульманскими странами и мусульманскими анклавами на территории зарубежных государств. Активизация исламской составляющей во внешней политике королевства привела к интенсификации идейно-религиозного компонента в международной деятельности правящего режима, придав ему более заостренную направленность, большую целеустремленность и настойчивость. С одной стороны, подобные сдвиги были продиктованы осознанием королевством себя как существенного "центра силы" в исламском мире, с другой, как пастыря всемирной уммы, нуждающейся в духовном окормлении и в помощи со стороны в собирании утраченного исторического наследия.
Такая эволюция во взглядах на тип и характер поведения за национальными пределами, сопровождавшаяся повышенной финансовой и идеологической активностью разных неправительственных саудовских структур, осложнила международное положение страны и в определенной степени повредила ее имиджу. Особенно возросла подозрительность в отношении Саудовской Аравии по поводу причастности ее к поддержке терроризма после печально известных сентябрьских событий в США.
По существу, несмотря на соответствующие демарши первых саудовских лиц, настороженность в отношении внешнеполитических устремлений саудовского королевства полностью не снята. Хотя действительно, в Саудовской Аравии предпринимаются вполне определенные шаги по восстановлению ее "доброго имени", связанные с отмежеванием от деятельности экстремистских группировок, жертвой которых, кстати, как известно, становился неоднократно в разные периоды и сам правящий режим.
В связи с изложенным оправдан и правомочен интерес к последним событиям в Саудовской Аравии и вокруг нее, а также к будущему правящего режима, особенно в свете ликвидации авторитарного правления в Ираке и неясных перспектив в послевоенном развитии этого крупнейшего соседа королевства. То, что происходит ныне в регионе и в непосредственной близости от границ Саудовской Аравии, волнует не только политические элиты сопредельных стран, но и более отдаленных участников внешнеполитического процесса, учитывающих проникающую способность саудовских структур и перспективы возможной эволюции правящих сил в этой стране.
Совершенно очевидно, что регион в целом и Саудовская Аравия, в частности, ныне втянулись в период повышенной нестабильности, существенной перестройки представлений о схемах и принципах устройства региональной безопасности, в полосу перманентных угроз национальным интересам, источником которых могут быть как внешние силы, так и внутренние оппоненты правящих режимов, выступающие с экстремистских позиций и прибегающие к террору, как наиболее доступному средству достижения цели. В этих обстоятельствах существенно важным представляется выяснение не только направлений в политической эволюции саудовского режима, но и пределов возможного в трансформации политических институтов и структур этой страны, в темпах социально-политической динамики, степени устойчивости ее нынешнего политического дискурса и констант развития, которые могли бы гарантировать стабильность политического процесса и способность руководящих элит королевства адекватно противостоять экстремистским угрозам и вызовам терроризма.
Риски возникновения конфликтов остаются весьма реальными как внутри самой Саудовской Аравии, так и у ее ближайшего соседа Ирака, изменения внутренней ситуации в котором могут восприниматься с повышенной чувствительностью в королевстве и оказывать серьезное влияние на положение дел в Саудовской Аравии.
В самом королевстве линии потенциального разлома проходят в разных направлениях. Они затрагивают правящий класс, разные сегменты которого имеют собственные, порой сильно расходящиеся, экономические и политические интересы, которые при случае могут сыграть роль детонатора антагонистических противоречий и привести к непредсказуемым изменениям в пирамиде власти и в устройстве политического пространства королевства.
В саудовском обществе не изжиты огромные социальные противоречия, не преодолена нищета, т.е. именно те обстоятельства, которые в первую очередь мобилизуют общественное недовольство достаточно больших страт населения, подвигают их на противодействие власти и рекрутируют сторонников ортодоксальных действий, ориентированных исключительно на силовые методы обретения не только имущественных, но и политических прав. Это тем более вероятно, что социальная структура саудовского общества еще не устоялась полностью, хотя и претерпела существенные изменения в последние десятилетия. В рамках разделенных по экономическому признаку людских масс всегда находится место для проповеди махдистских настроений, которые вызывают симпатии больших групп населения и способны подспудно накопиться, обретя решающую силу, даже несмотря на активное противодействие официальной власти и ее соответствующих органов.
Стремление следовать новым императивам и излишняя поспешность при переходе к новым организационным основам государственного устройства на волне даже дозированной демократии может при неблагоприятном стечении обстоятельств обернуться саморазрушением режима и саудовской государственности. Конечно, не следует преувеличивать такой опасности, однако, соблазн отметить вхождение в новое тысячелетие качественными изменениями в устройстве хотя бы некоторых институтов власти, может не только ослабить позиции истеблишмента и подорвать веру в его устойчивость у экстремистов, но и спровоцировать попытки ортодоксальных оппонентов испытать его на прочность.
Ныне Саудовская Аравия демонстрирует умеренность и воздержанность во всем, что касается тех сфер, в которых раньше ее активность носила определенно вызывающий характер, что связано в первую очередь с ее действиями в мусульманских ареалах, весьма удаленных от ее границ и не могущих считаться зоной ее жизненных интересов. Между тем, идеологическое обоснование для подобных актов вмешательства было легитимировано заявлениями религиозных авторитетов и светскими руководителями королевства, утверждавшими, что интересы общемировой мусульманской общины оправдывают саудовское присутствие в той или иной форме там, где королевство усматривает необходимым оказывать помощь единоверцам. Такое оправдание, возможно, было бы приемлемо для внутреннего употребления в пределах самого королевства. Однако, в контексте международного общения его было явно недостаточно. И это породило негативное отношение к саудовским культуртрегерским инициативам и проявлениям мусульманской солидарности в тех странах, где саудовские миссионеры считали необходимым позиционироваться, пусть даже по консультации со структурами ООН или при согласии не вникших в суть проблемы властей принимающей стороны. Тем более, что подобная помощь во многих случаях расходовалась не по назначению, определялась в первую очередь идеологическими и религиозными потребностями, а не сугубо гуманитарными целями.
Саудовская Аравия продолжает придерживаться того убеждения, что она выполняет функцию протектора и спонсора всех мусульман, хотя при этом она соглашается на введение неких ограничителей своего права содействовать развитию ислама на зарубежных территориях. По идейным и религиозным соображениям правящий режим не может полностью отойти от этой мысли, поскольку она является системообразующей в рамках тех представлений, которые связываются с жизненными интересами саудовского правящего класса. Пока трудно предположить, насколько действенными будут эти ограничители. Ведь реализация подобной цели связана с пересмотром существенных элементов внутренней и внешней политики королевства, т.е. с серьезными реформами в политическом устройстве и в экономической сфере.
Все это определяет интерес к изучению этой страны. Причем значение имеет не только то, сумеет ли правящая семья сохранить стабильность в обществе, но то, каким путем пойдет дальнейшая модернизация королевства.
Целью данной дипломной работы является анализ общественно-политического положения Королевства Саудовская Аравия.
Исходя из поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Анализ государственного строя, законодательной и судебной систем.
2. Изучение религиозных обычаев, а также анализ влияния религиозных устоев на общественно-политическую жизнь общества КСА.
3. Характеристика политики религиозно-культурного консерватизма.
4. Проанализировать процесс демократизации общества в КСА в начале XXI века.
5. Анализ положения женщин в КСА.
Поставленная цель и намеченные задачи определили структуру работы. Дипломная работа состоит из введения, двух последовательных глав, раскрывающих тему дипломной работы, заключения и списка использованных источников.
Методологической основой исследования является система философско-методологических принципов, разработанных в трудах философов и методологов.
Решение поставленных задач осуществляется, прежде всего, за счет применения в работе такого основополагающего принципа, как принцип историзма, требующий рассматривать развитие физического знания с учетом преемственности и взаимосвязи. Принцип историзма требует учитывать исторические связи, смотреть на любую теорию с точки зрения того, как теория возникла, какие главные этапы в своем развитии проходила, и с точки зрения этого развития смотреть, чем эта теория стала теперь. И только после этого анализа, формировать представления о возможных путях ее дальнейшего развития.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по рассматриваемой проблематике. В ходе исследования изучены законодательные и нормативные акты КСА, связанные с анализом общественно-политического положения в КСА.
Информационной основой исследования послужили материалы российской и зарубежной прессы по вопросам анализа общественно-политического положения Королевства Саудовская Аравия в начале XXI века, а также научные труды отечественных авторов: Яковлев А.И., Косач Г.Г., Глебов Н.С., Филоник А.О. Анализ трудов указанных авторов позволил сделать выводы о процессе эволюции общественно политического режима КСА.