Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вклад римских юристов в юриспруденцию
Юриспруденция присутствует, и весьма деятельно, в римском праве всегда, как непосредственно, так и опосредованно. Преторы, другие магистраты и должностные лица, сенаторы, императоры либо сами являются юристами (что бывало чаще всего, поскольку изучение права было в Риме наилучшей подготовкой и наилучшей начальной ступенью общественной жизни), либо позволяют доверенным юристам, образующим их частный или официальный совет (consilium), помогать себе и направлять свои действия. Будь то непосредственно или опосредованно, но существующее влияние юриспруденции как таковой проявляется в научной работе юристов: она конкретизируется в консультациях (responsa, ответы), даваемых заинтересованным лицам, и в создании трудов, которые оказали величайшее воздействие на развитие римского права.
В своем тонком и глубоком исследовании бесчисленных конкретных практических или теоретических случаев римские юристы приходят к всесторонней разработке системы права. Метод, которым они при этом главным образом пользуются, есть interpretatio iuris (истолкование права), особая деятельность, которая в некоторых случаях означала буквально - создать право. Наряду с довольно скудным числом случаев, для которых можно было сослаться на писаную норму, имелся целый ряд других случаев, довольно многочисленных, которые за отсутствием писаной нормы необходимо было подвести под юридическую регламентацию, привлекая обычай. Применительно к этим случаям римский юрист, глубокий знаток обычаев, mores, должен был самостоятельно извлечь из них и создать юридическую норму, включить ее в систему, вывести из нее все возможные теоретические и практические следствия. Большая часть наиболее важных римских правовых институтов обязана своим возникновением именно такой научной и творческой разработке средствами юриспруденции.
Однако юриспруденция играла важнейшую роль в развитии римского права не только тогда, когда занималась истолкованием в этом смысле, но и тогда, когда требовалось толкование в современном значении этого слова. Хотя на первом этапе истории римского права интерпретация законов и юридических действий была строго буквальной, теперь, на втором этапе юриспруденция принимает новые критерии истолкования, в том числе под влиянием методов, ввезенных в Рим из греческих риторических школ.
Всякий раз, как жесткое следование букве, verba, законов или действий частных лиц угрожает возникновением несправедливости, что будет находиться в противоречии с духом закона, mens legis, или же с волей, voluntas, частного деятеля (лица), юриспруденция классической эпохи оказывается в состоянии должным образом учесть mens и voluntas, давая им возможность, где это необходимо, возобладать над verba. Усилия направлены теперь на создание новой системы, принимающей в учет справедливость, которая становится высшей целью права, так что Цельз, великий юрист периода классики, имел основание определить право как «ars boni et aequi» («наука о добром и справедливом»).
Таким образом, древнее ius civile, оставаясь формально действующим, в силу различных факторов ежечасно смягчается, парализуется, подрывается в буквальном своем применении новыми принципами, чтобы оставаться теоретическим отправным пунктом, в действительности не применяемым, всякого отдельного решения. Эти разные эволюционные формы на деле пересоздали римское право заново, они дали жизнь новому праву, ius novum, справедливому и всеобщему, способному управлять космополитическим обществом великой империи.
В послеклассическую эпоху осуществляется процесс упрощения и унификации различных классических правопорядков, развившихся к этому времени и друг друга перекрывавших. То, что могло бы явиться результатом кодификации, предпринятой лишь позднее, в VI в н.э., было начато судебной практикой IV и V вв. В практике происходит слияние различных классических правопорядков, в первую очередь ius civile и ius honorarium, их объединение в единый правопорядок, с естественным преобладанием на стороне принципов, введенных преторским правом.