Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Практикум показательных и пробных занятий
Режим дня
Прием, осмотр, утренняя гимнастика
7.00 - 8.30
Завтрак
8.30 - 9.00
Игры, подготовка к занятиям
9.00 - 9.30
Занятия
9.30 - 10.
Подготовка к прогулке
10.15 - 10.25
Прогулка
10.25 - 12.30
Возвращение с прогулки
12.30 - 12.50
Обед
12.50 - 13.20
Сон
13.20 - 15.20
Постепенный подъем, водные процедуры
15.20 - 15.50
Полдник
15.50 - 16.10
Игры, самостоятельная деятельность
16.10 - 16.40
Подготовка к прогулке, прогулка
16.40 - 18.10
Возвращение с прогулки
18.10 - 18.20
Ужин
18.20 - 18.45
Уход детей домой
18.45 - 19.00
Дата (февраль) Содержание (план) Самоанализ Анализ наблюдателя (методист, заведуюшая)
1 половина дня Беседа
Этические беседы с детьми
Цель – прийти к правильным выводам по следующим положениям:
— Надо всегда помогать товарищу.
— Надо быть чутким.
— Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
— Быть честным в дружбе и искренним.
— Нельзя хвастаться хорошими поступками.
— Не надо менять друзей.
— Надо быть постоянным в дружбе.
В этических беседах присутствовали элементы занимательности. Для этого в содержание бесед были включены различные ситуации, которые не только содержат моральную проблему, но и представлены в необычной для детей форме, требующей от них догадки, заинтересованного, эмоционально окрашенного поиска ответа. Этические беседы с детьми проходили в непринужденной обстановке. Они не носили
морализующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывали свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, воспитатель не обрывал детей, просил ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит воспитатель, как старший их наставник.
Наблюдение (рассматривание).
Наблюдение за проявлениями самостоятельности в детской деятельности
Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
Цель-исследование особенностей проявления самостоятельности дошкольников в разных видах труда
Полученные результаты показали, что большинство детей находятся на низких уровнях самостоятельности, динамика развития самостоятельности увеличивается медленно, у детей преобладает самостоятельность репродуктивного характера. Творческая самостоятельность, связанная с переносом трудовых умений в новые условия, способность к проявлению инициативы выявлена у незначительной части дошкольников
Эксперимент показал, что низкие уровни самостоятельности в труде воспитанников группы обусловлены рядом причин. Главная из них состоит в том, что воспитатели не в полной мере владеют умением строить педагогический процесс, развивающий самостоятельность ребенка и обеспечивающий проявление его индивидуальности, творчества в процессе дежурства, выполнении трудовых поручений, коллективной трудовой деятельности. Воспитатели весьма субъективно и порой ошибочно делят детей на «умелых, самостоятельных, хороших помощников» и «беспомощных неумех». Часто самостоятельность подавляется излишней опекой, регламентацией действий, исправлением взрослыми на глазах у детей результатов их труда низкого качества, недоброжелательной оценкой детской трудовой деятельности, игнорирующей чувства и эмоции ребенка, унижающей его достоинство. Недостаточное внимание уделяется субъектной позиции ребенка в труде, формированию мотивации, целеполагания, контрольно-оценочных умений. В совместной трудовой деятельности взрослых и детей далеко не всегда наблюдается подлинное сотрудничество. Это обусловлено тем, что воспитатели, руководя детским трудом, выбирают учебно-дисциплинарную модель педагогического воздействия.