Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Импичмент в США.
Институт президентства - широко распространенное явление в современном мире. Во многих странах разного уровня развития, это институт функционирует уже долгое время. Ни один политический институт не повлиял на ход мировой истории в XX веке столь глубоко значительно, как президентский институт США. Для правильного понимания механизма действия демократических правительственных и общественных систем необходимо рассмотрение самого института президентства, его сущности и особенности.
Избрание президента, его полномочия, взаимоотношения с законодательными органами, сроки пребывания у власти и многие другие черты, определяющие конкретное содержание этой формы правления, далеко не адекватны в различных странах. Они определяются историческими особенностями, политическими традициями, соотношением сил между президентом другими властями, между противоборствующими и многими другими факторами.
Появление такого явления как институт президентства в нашей стране привело к росту интереса к конституционным основам и практическим формам президентства, интерес к роли личности президентов (их происхождению, образованию, слабым и сильным сторонам их характера, политическим действиям и упущениям, к их крушению или величию).
Институт президента занимает центральное место в системе органов управления и власти США. Де-факто, если не во всем де-юре, Президент всегда был и будет главной фигурой американского государства, как для граждан США, так и для зарубежных наблюдателей. Значительным отличием американского института президента от российского является более четкая, комплексная система "сдержек и противовесов", серьезно ограничивающая верховную исполнительную власть. Оставаясь центральной фигурой в системе государственных органов, Президент США все же не является "верховным арбитром национальной жизни" (А. Серра Рохас), что характерно для стран Латинской Америки, и не определяет функции почти всех остальных институтов государства, как это происходит в России.
Институт отрешения от должности (импичмент) - основной вид правовой ответственности Президента. В отличие от предшествующей, действующая Конституция РФ предусматривает в качестве основания такой ответственности более ограниченный круг правонарушений (только тяжкие преступления), в который, в частности, не входит нарушение Президентом Конституции и законов Российской Федерации, а также данной им присяги (ст. 93). Сужение оснований отрешения от должности означает безответственность Президента; не только гипотетическую, но и реальную возможность безнаказанного нарушения им положений Конституции и законов. Примеров тому более чем достаточно. Декларируя верховенство федеральных законов, исполнительная власть России неоднократно и без колебаний нарушала их всякий раз (особенно часто и наиболее драматично в ельцинский период), когда того требовала "политическая целесообразность".
Процедура отстранения Президента США от должности более рациональна и действенна. Если согласно Конституции России 1993 г. (ст. 93) эта процедура включает в себя пять этапов, ограниченных по времени всего тремя месяцами, что, принимая во внимание громоздкость и трудоемкость процедуры, по сути, превращает механизм импичмента в "мертвую букву" российской Конституции, то в США процедура импичмента реализуется в два этапа. Согласно модели, предложенной Александром Гамильтоном, она инициируется в Палате представителей Конгресса и заканчивается в Сенате, принимающем свое решение абсолютным числом голосов. Судебная власть также играет свою роль: глава Верховного суда США председательствует в ходе заседаний Сената, рассматривающего дело об импичменте Президента (разд. 3 ст. I Конституции США).