Содержание:
Финансы
Эволюция взглядов экономистов на сущность финансов
Функции финансов. Специфические признаки и причины возникновения финансов:
Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
Система финансов на современном этапе. Понятие финансово-кредитного механизма
Финансовая политика государства: факторы ее определяющие, этапы, финансовые методы воздействия на экономику
Финансовые ресурсы государства, факторы их роста
Управление финансами. Функции и задачи Федерального казначейства
Деньги, кредит, банки
Организация денежного обращения в РФ и пути его совершенствования
Структура финансово-кредитной системы
Особенности денежно-кредитной политики государства
Валютные операции, валютные риски, способы их страхования
Участие России в деятельности международных кредитно-финансовых организациях
Роль и методы государства в регулировании инфляции
Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
Экономические риски и методы управления ими
Развитие прогрессивных форм расчетов в современных условиях
Понятие векселя и операции коммерческого банка с векселями
Финансы предприятий
Роль финансов в воспроизводстве основных фондов
Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств
Финансовые ресурсы организаций: особенности формирования и использования в условиях рынка
Роль финансового планирования в условиях рынка
Прибыль как финансовый результат деятельности организации: аспект формирования и распределения.
Страхование
Страховой рынок: опыт, проблемы, перспективы
Тарифная политика страховщиков: принципы, особенности построения тарифов по рисковым видам страхования и страхованию жизни
Формирование страховых резервов: классификация, методы расчета
Налоги и налогообложение
Характеристика современной налоговой системы России, ее реформирование
Налог на прибыль организаций
Единый социальный налог
Налог на имущество организаций: плательщики, методика исчисления
Инвестиционный налоговый кредит: порядок предоставления, условия возврата
Налог на добавленную стоимость: сущность и элементы
Специальный режим налогообложения в виде уплаты ЕНВД
Акцизы, порядок исчисления и уплаты в бюджет
Транспортный налог
Налоги на доходы физических лиц
Налог на имущество с физических лиц
Земельный налог: плательщики и особенности исчисления
Местные налоги и сборы
Налоговый кодекс РФ в системе налоговых взаимоотношений
Упрощенная система налогообложения
Участники налоговых правоотношений, их права и обязанности
Рынок ценных бумаг
Сущность и классификация ценных бумаг
Функциональная структура рынка ценных бумаг
Организация деятельности фондовой биржи
Корпоративные ценные бумаги: виды, определение численных параметров
Виды государственных ценных бумаг, их роль в денежно - кредитной политике
Инвестиции
Сущность инвестиций и их экономическое значение
Государственная инвестиционная политика и механизм инвестиционного рынка
Источники финансирования капитальных вложений
Методы оценки инвестиционных проектов
Финансовые инвестиции
Финансирование инновационной деятельности
Инвестиционные риски и способы их снижения
Цены и ценообразование
Сущность и функции цен
Элементы системы цен и их взаимосвязь
Виды цен
Государственное регулирование цен в РФ
Финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент как система управления финансами
Управление текущей деятельностью предприятия
Специальные темы финансового менеджмента
Бюджет и бюджетная система
Становление и развитие бюджетного федерализма в России
Бюджетная классификация Российской федерации
Методы бюджетного регулирования, пути их развития
Распределение доходов по звеньям бюджетной системы, их характеристика
Бюджетный кодекс РФ «О формировании расходов по звеньям бюджетной системы и видам бюджетов»
Современная бюджетная система, характеристика звеньев и видов бюджетов, принципы ее построения
Бюджетная система РФ
Государственный и муниципальный долг
Государственный и муниципальный кредит
Государственный долг РФ. Управление государственным долгом
Государственные и муниципальные заимствования
Долг субъекта РФ и муниципальный долг
Государственные и муниципальные гарантии
Бюджетное планирование и прогнозирование
Содержание бюджетного планирования
Сводный финансовый баланс. Сводный финансовый план
Территориальное сводное финансовое планирование
Бюджетный метод планирования. Бюджетирование
Общие методы планирования расходов
Планирование налоговых доходов
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
Общая характеристика целевых бюджетных и внебюджетных фондов
Особенности функционирования Пенсионного Фонда РФ в условиях реформирования пенсионной системы
Деятельность Фонда социального страхования РФ
Федеральный и территориальный фонды ОМС РФ
Организация и исполнение бюджета
Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса
Системы исполнения бюджета
Исполнение бюджета по доходам
Исполнение расходной части бюджетов
Организация расчетов между бюджетами
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к госэкзамену по дисциплине Финансы и кредит
Эволюция взглядов экономистов на сущность финансов
Финансы, определяются как один из базовых элементов экономических отношений , предметной областью которого выступает процесс формирования , распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства , а также конкретных субъектов хозяйствования . Финансовые отношения циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и в общем виде могут быть классифицированы следующим образом :
•финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования, т. е. юридических лиц, определяемые чаще как финансы предприятия;
•финансовые отношения, осуществляемые при непосредственном участии и в интересах государства, определяемые чаще как государственные финансы;
•международные финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Европейская валютная конференция, Международный банк реконструкции и развития и др.), государств и отдельных юридических лиц.
В большинстве зарубежных источников как самостоятельная сфера финансовых отношений выделяются и финансы физических лиц, определяемые чаще как семейные финансы.
В настоящее время существуют различные подходы к определению сущности финансов. Некоторые авторы считают финансовые отношения категорией перераспределительной, выражающей процесс перераспределения части стоимости общественного продукта, организуемый государством. Так, М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Н. Г. Иванова рассматривают финансы «как систему денежных отношений, порождаемых государством, связанную с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства». Э. А. Вознесенский определяет финансы как систему императивных, порожденных государством, экономических отношений, в процессе которых образуются и используются денежные фонды.
Представители распределительной концепции финансов считают, что финансы как экономическая категория выражают движение стоимости в денежной форме на стадии распределения, которое осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в руках одного владельца).
Некоторые экономисты придерживаются «расширительной» трактовки финансов, рассматривая их как всеобъемлющую систему денежных отношений, связанных с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных фондов и фондов обращения, с образованием и распределением доходов в сфере материального производства.
На мой взгляд, в изложенных выше трактовках сущности финансов внимание сконцентрировано непосредственно на движении денежных средств в процессе посубъектного распределения и перераспределения национального дохода, или денежных средств, а также на денежных отношениях в процессах производства, распределения, потребления. При этом из виду упускается целевое назначение распределяемых денежных средств (формируемых фондов) и их последующее использование, которое будет различным для каждого субъекта управления распределительными процессами.
Перераспределительная концепция финансов ограничивает распределительные отношения соответствующими взаимосвязями между экономическими субъектами и государством, отсюда могут быть сделаны неверные выводы о детерминированности общественного развития состоянием государственного бюджета. Расширительная трактовка финансов, напротив, низводит их роль к обслуживанию процессов производства, обмена, распределения, потребления, в связи с чем делается заключение о необходимости простого увеличения денежных средств и интенсивности их оборота, ликвидности активов и бюджетов для достижения разнообразных экономических целей.
Финансовые отношения охватывают процессы перераспределения первичных доходов населения и хозяйствующих субъектов до момента образования целевых фондов у хозяйствующих субъектов, сбережений – у населения, и окончательного перераспределения бюджетных и государственных внебюджетных средств.
Таким образом, не только конечные доходы экономических субъектов, но в большей степени пропорции их перераспределения, построенные на компромиссе интересов участников воспроизводственного процесса, определяют возможности экономического развития региона и страны в целом.
Существуют также расхождения по поводу определения сущности территориальных финансов. Многие авторы, принимая в целом распределительную концепцию финансов, тем не менее, под территориальными финансами понимают отношения перераспределения по поводу формирования и использования средств, находящихся в распоряжении региональных органов власти, на обеспечение экономического развития административно–территориальных образований, оказание услуг населению. Такая позиция обосновывается тем, что территориальные финансы функционируют в рамках определенной части общества, объединенной в границах отдельного региона, и приближены к его потребностям, что предопределяет ограниченный масштаб территориального распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
На мой взгляд, управление развитием субъекта Федерации возможно только с учетом интересов всех субъектов финансовых отношений (включая население и внешних по отношению к региону субъектов, в первую очередь – федеральных органов власти), и охватывать все их связи. Следует принимать во внимание также соподчиненность их обратных связей с федеральной финансовой системой, и региональной экономикой.