Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Общая характеристика особенностей общения подростка
Принципиальной теоретической основой междисциплинарных исследований проблем развития и формирования личности является положение о социальной сущности человека. Личность кристаллизует в своей психологической структуре общественные отношения.
Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе.
В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии.
Методологическая общность подходов к проблеме общения в психологии проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Характер же этого единства понимается по-разному.
Существует весьма продуктивная попытка интегрировать различные социально-психологические подходы к общению в рамках одной концепции. Г.М.Андреева, характеризуя общение выделила в нем три стороны, взаимосвязанные между собой:
коммуникативную (обмен информацией между общающимися);
интерактивную (организация взаимодействия между общающимися);
перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).
Поскольку общение играет важнейшую роль в развитии личности, то принципиально важным является изучение особенностей общения на разных этапах онтогенетического развития.
Подростковый возраст - один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый период в онтогенезе человека выделился в самостоятельный этап несколько столетий назад, мир кардинальным образом изменился и продолжает меняться. Изменяются ли вместе с ним психологические характеристики подросткового возраста? В частности изменились ли те характеристики, которые связаны с особенностями общения подростков со сверстниками.
Для анализа особенностей общения подростков со сверстниками в прошлом и настоящем (под прошлым подразумеваются 60-70-е годы XX века, под настоящим - конец 90-х-начало XXI века) необходимо представить некоторую структуру общения, изменение компонентов которой можно будет проследить во времени. Под структурой понимается совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс.
В качестве такой структуры общения правомерным будет предложить такую характеристику, которая предусматривала бы дифференциацию последнего средства, форму и содержание.
Теоретическим обоснованием проведенного анализа служит характеристика общения школьников, предложенная А.В.Мудриком и выделенные им типы общения на разных этапах онтогенетического развития.
Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:
идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);
событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);
эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);
предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение).
Если сравнивать содержание общения подростков прошлого и настоящего, то можно сделать вывод о том, что выделенные компоненты содержания присутствовали раньше, присутствуют и сегодня в общении подростков. Но изменилось лишь наполнение этих пластов содержания, которое обусловлено социально-историческими изменениями в нашей стране.
Общение подростков происходит в форме диалога: фактического, дискуссионного, информационного и исповедного.
Формы общения остались неизменными: если общение подростков в прошлом происходило в форме диалога, то так происходит и в настоящее время.
Средства общения - вербальные (речь) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика, тактильные средства общения) - также не подверглись особому изменению. Единственное существенное изменение заключается в появлении новых жаргонных слов и постепенном исчезновении из оборота старых. Жаргон имеющий, большое значение в группах подростков, изменяется под влиянием моды и, следовательно, тоже обусловен социально-историческими, культурными, политическими изменениями, происходящими в обществе. Также еще некоторые изменения можно отметить в невербальных средствах общения: появление новых жестов, это детерминировано теми же, происходящими в обществе, изменениями, что и обновление жаргона.
Помимо выше перечисленных характеристик общения можно выделить также еще место общения (пространственная локализация). Поскольку большое количество подростков ориентировано на общение на улице, в общественных местах, то здесь можно отметить некоторые изменения, которые связаны с тем, что некоторые общественные места локализации общения подростков перестали существовать и им на смену пришли новые, либо те, которые существовали, продолжают существовать, но преобразились под действием времени. Но остались такие общественные места, в которых общались подростки прошлого, и также общаются подростки настоящего.
Целью данного исследования является изучение особенностей общения в подростковом возрасте.
Объект исследования – особенности подросткового возраста
Предмет исследования – характеристика особенностей общения подростка.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста
2. Описать психологические особенности эмоциональной сферы подростков
3. Изучить особенности общения в подростковом возрасте
4. Выявить особенности общения подростков со сверстниками