Содержание:
1. Финансовая система страны, ее сферы и звенья.
2. Бюджетная система страны. Внебюджетные фонды.
3. Налоги, принципы налогообложения.
4. Налоговая система. Классификация налогов.
5. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.
6. Понятие налогового регулирования экономики. Налоговый гнет, кривая Лаффера.
7. Налоговые льготы. Налоговые стимуляторы как инструменты налого-вого регулирования экономики.
8. Страхование. Классификация видов страхования. Основные термины системы страхования.
9. Венчурное (рисковое) финансирование. Стадии и механизм рискового финансирования.
10. Ипотечное кредитование. Залог и ипотека. Предмет залога. Закладная.
11. Основы построения страховых тарифов.
12. Компания-страховщик. Необходимость проведения инвестиционной деятельности.
13. Деньги как экономическая категория. Денежная масса. Денежные агрегаты.
14. Понятие и виды денежной эмиссии.
15. Система безналичных расчетов, ее основные элементы.
16. Формы расчетов: аккредитивная, платежными поручениями, плановы-ми платежами, чеками.
17. Межбанковские расчеты. Корреспондентские отношения и система межбанковских расчетов.
18. Инфляция, формы ее проявления. Виды инфляции. Регулирование ин-фляции.
19. Валютные отношения и валютная система. Валютная система России.
20. Валютный курс. Режим валютных курсов. Международные расчеты. Валютные клиринги.
21. Кредит, его необходимость и сущность. Функции кредита - перерас-пределительная и замещения.
22. Классификация форм кредита (банковский, коммерческий, государст-венный, международный, потребительский).
23. Роль кредита в развитии и бесперебойном осуществлении процессов воспроизводства.
24. Роль кредита в организации и регулировании денежного оборота.
25. Роль кредита в развитии внешнеэкономических связей.
26. Сущность и функции ссудного процента. Границы ссудного процента и источники его уплаты.
27. Функции и роль банка в экономике. Понятие банковской системы
28. Виды кредитных организаций: банки и небанковские кредитные орга-низации (общее и различие).
29. Современное состояние банковской системы России. Банковские ре-формы.
30. Функции центральных банков. Особенности деятельности Центрально-го банка РФ (Банка России).
31. Функции коммерческого банка. Понятие «банковской услуги» и ее ос-новные характеристики.
32. Пассивные операции коммерческого банка.
33. Активные операции коммерческого банка. Классификация активных операций коммерческого банка.
34. Активно-пассивные операции коммерческого банка.
35. Понятие банковской ликвидности.
36. Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.
37. Профилактика рисков. Пруденциальные нормы деятельности коммер-ческих банков.
38. Финансовый менеджмент. Финансовый механизм как составляющая финансового менеджмента
39. Управленческий учет и его значение.
40. Оценка текущего финансового положения предприятия и его активов.
41. Критерии ликвидности организации. Международные стандарты оцен-ки запасов товарно-материальных ценностей.
42. Показатели ликвидности, деловой активности, рентабельности, плате-жеспособности организации.
43. Проблема "деньги - время". Временная стоимость денег. Операции дис-контирования. Оценка приведенной стоимости.
44. Способы оценки денежных потоков на предприятии. Аннуитет.
45. Характеристика отдельных составляющих финансовой микросреды предпринимательства: поставщики, посредники, конкуренты, покупатели, кон-тактные аудитории.
46. Методы финансирования инвестиционных проектов. Лизинг. Сублизинг. Финансовый и оперативный лизинг. Внутренний и международный лизинг.
47. Ценная бумага: определение, классификация, роль в финансировании экономики.
48. Характеристика факторов, составляющих финансовую макросреду предпринимательства: экономических, природных, научно-технических, поли-тических и др.
49. Сущность и функции предпринимательского риска. Критерии количе-ственной оценки предпринимательского риска.
50. Основные методы количественного анализа предпринимательского риска.
51. Виды, экономическое содержание и классификация инвестиционных рисков.
52. Основы количественного анализа инвестиционного риска.
53. Сущность и классификация банковских рисков. Характеристика кре-дитных, процентных, депозитных и других рисков.
54. Платежеспособность и ликвидность предприятия в оценке риска бан-кротства предприятия.
55. Методы снижения предпринимательского риска. Диверсификация, страхование, хеджирование и др.
56. Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности.
57. Характеристика заемных источников финансирования. Залог и гаран-тии возвратности кредита.
58. Составляющие капитала и их цена. Оценка стоимости капитала.
59. Модель оценки доходности финансовых активов организации.
60. Понятие структуры капитала. Производственный и финансовые рычаги.
61. Теория структуры капитала: модели Модильяни - Миллера; компро-миссные модели и их применение.
62. Распределение прибыли и эффективность функционирования предпри-ятия. Существующие теории дивидендной политики организации.
63. Прогнозирование финансовой устойчивости предприятия. Факторы, определяющие темпы устойчивого роста предприятия.
64. Модели прогнозирования банкротства предприятия (организации).
65. Прогнозирование конъюнктуры рынка и финансовая стратегия пред-приятия.
66. Типы рынка и возможности ценовой политики предприятия. Управле-ние ценами на предприятии.
67. Использование методов операционного анализа на предприятии при определении оптимальной величины себестоимости продукции (операционный рычаг, валовая маржа, запас финансовой прочности, порог рентабельности).
68. Взаимодействие финансового и операционного рычагов и оценка сово-купного риска. Пути снижения совокупного риска.
69. Управление оборотными активами предприятия (запасами, дебитор-ской и кредиторской задолженностью, денежными активами, ликвидностью).
70. Формы краткосрочного финансирования на предприятии: страхование, форвардные и фьючерсные контракты, операции РЕПО.
71. Показатели оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Модель Дюпона.
72. Инвестиционный рынок. Конъюнктура инвестиционного рынка - осно-ва разработки инвестиционной стратегии и формирования инвестиционного портфеля предприятия.
73. Бизнес-план реального проекта. Его характеристика.
74. Финансовый план бизнес-плана. Определение периода окупаемости инвестиций.
75. Инвестиционная деятельность организации. Капитальные вложения.
76. Инвестиционная привлекательность. Показатели оценки инвестицион-ной привлекательности предприятия. Модель Дюпона.
77. Понятие инвестиционного проекта. Жизненный цикл инвестиционного проекта.
78. Источники финансирования инвестиционных проектов.
79. Понятие конвертируемости акций. Дробление и консолидация акций.
80. Акция: классификация, номинальная и рыночная стоимость.
81. Облигация: происхождение, виды, отличие от акций.
82. Государственные ценные бумаги и их экономические функции.
83. Вексель: определение, классификация, роль в рыночной экономике.
84. Банковские депозитные и сберегательные сертификаты. Инвестицион-ные сертификаты.
85. Производные ценные бумаги. Конвертируемые акции и облигации. Варранты. Свопы.
86. Опционы и фьючерсы: определение. Участники опционной и фьючерс-ной торговли - хеджеры и спекулянты.
87. Рынок ценных бумаг и его структура (западная модель). Участники рынка: их целевые функции и логика поведения на рынке.
88. Фондовый рынок. Основные характеристики. Участники рынка: спеку-лянты и инвесторы.
89. Рынок государственных облигаций. Его противоречия и пути их пре-одоления.
90. Деятельность на рынке ценных бумаг по управлению ценными бумага-ми, определению взаимных обязательств.
91. Депозитарно-регистрационный механизм на рынке ценных бумаг, ве-дение реестра владельцев ценных бумаг.
92. Ценные бумаги на бирже. Листинг как процедура допуска ценных бу-маг к торговле.
93. Внебиржевой рынок ценных бумаг: системы РТС (Россия) и NASDAQ (США).
94. Первичное размещение ценных бумаг (эмиссия), методы размещения. Цели и логика поведения эмитента и инвестора.
95. Сделки с ценными бумагами: твёрдые и условные, «спот», «форвард» и др.
96. Расчётная система. Клиринг. Роль клиринговой палаты биржи и депо-зитариев в расчётном процессе.
97. Биржевые индексы и их характеристика.
98. Банковские операции с векселями: учётные, кредитные (в том числе форфейтинг) и комиссионные (инкассирование, домициляция, авалирование, акцептование).
99. Инвестиционная деятельность кредитно-финансовых институтов на рынке ценных бумаг.
100. Граждане как инвесторы. Социальные аспекты инвестиций в ценные бумаги.
101. Международный рынок ценных бумаг. Международные ценные бумаги (евроноты, еврооблигации, евроакции).
102. Механизм принятия решений на рынке ценных бумаг. Понятие инве-стиционной стратегии и тактики.
103. Виды инвесторов в ценные бумаги: стратегические, портфельные, вен-чурные. Кратко- и среднесрочные спекуляции.
104. Формы и задачи государственного регулирования рынка ценных бумаг.
105. Информационное обеспечение фондового рынка. Биржевые и внебир-жевые торгово-информационные системы.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме ВОПРОСЫ
итогового междисциплинарного экзамена
по специальности «Финансы и кредит»
ТЕМА: ВОПРОСЫ
итогового междисциплинарного экзамена
1. Финансовая система страны, ее сферы и звенья
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности; финансы домохозяйств.
Первые три блока относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Бюджетная система РФ включает три звена: республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Внебюджетные специальные фонды. Они имеют строго целевое назначение - расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на: экономические внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды конверсии. Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение в их состав входят: 1. Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций. 2. Фонд социального страхования создан с целью реализации государством социальной политики. Средства фонда формируются за счет части Единого социального налога, дотаций Федерального бюджета, кредитные ресурсы, собственные средства, полученные в результате использования свободных средств. Средства фонда используются для выплаты пособий по беременности и родам, на рождение ребенка, нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение. 3. Фонд медицинского страхования финансирует учреждения здравоохранения с целью предоставления минимального объема медицинских услуг гражданам РФ на всей территории государства. ФФОМС осуществляет финансирование федеральных программ, связанных с научными исследованиями в сфере медицины, перераспределение ресурсов между территориальными фондами медицинского страхования. ТФОМС аккумулирует ресурсы, полученные от части ЕСН, Федерального бюджета и ФФОМС. ТФОМС осуществляет финансирование объектов здравоохранения, находящихся на территории.
Децентрализованные внебюджетные фонды создаются для решения территориальных, межотраслевых задач: 1. Фонд научно – исследовательских и опытно конструкторских разработок, создан для научно-исследовательских работ. Источником формирования являются отчисления от реализации продукции предприятий и организаций. 2. Фонд содействия развития малых форм предпринимательства. 3. Фонд развития жилищной сферы, создается региональными и местными органами.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе привлечения или использования финансовых ресурсов при условии, что государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. От кредита, гос. кредит отличается тем, что привлекаемые финансовые ресурсы прямо связаны с сферой государственных финансов. Основной объем финансовых отношений в сфере государственного кредита связан с ролью государства как заемщика. Используя государственный кредит как основной финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной задачей гос. кредита, является привлечение средств для покрытия бюджетного дефицита.
Финансы фондов страхования – это общественные отношения, которые складываются в процессе перераспределения и использования денежных фондов мобилизации с целью снижения отрицательного влияния всех видов рисков. В настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фон- дам страхования как инструментам регулирования экономических и социальных процессов.
Финансы предприятий различных форм собственности являются базисным звеном финансовой системы. В данном звене создается главным образом национальный доход, который в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4 звеньев пере- распределяется в интересах государства. Финансы предприятий всех форм собственности обслуживают сферу негосударственных финансов, от них зависит фин. состояние государственных финансов Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная палата обязана также контролировать состояние внутреннего и внешнего долга РФ.
2. Бюджетная система страны. Внебюджетные фонды.
Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Звеньями бюджетной системы являются:
1. федеральный бюджет;
2. региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
3. бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако, существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов — каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.
Внебюджетные фонды
Государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации – во второй.
В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов государства, находящихся в распоряжении федеральных, региональных, местных органов управления и самоуправления и имеющих непосредственное целевое назначение. Порядок их образования и использования регулируется финансовым правом Российской Федерации.Внебюджетные фонды РФ – это один из методов перераспределения общегосударственного дохода органами власти и управления. Внебюджетные фонды являются социальными фондами по определению.
Они решают три важные задачи: 1.обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны; 2.возможность «резервирования» денежных средств помимо государственного бюджета; 3.увеличение количества услуг социального характера населению.