Содержание:
Перечень вопросов
для включения в билеты к итоговому междисциплинарному экзамену
на 2010 г. для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса)»
Дисциплина «Экономика предприятия»
1. Амортизация основных фондов предприятий РГБ: понятие, назначение и методы расчета. Место амортизации в системе формирования инвестиционных ресурсов.
2. Бюджетирование на предприятиях РГБ: назначение, порядок разработки бюджетов по структурным подразделениям.
3. Доходы предприятий РГБ: понятие, виды, значение и состав. Пути повышения доходов.
4. Заработная плата на предприятии РГБ, ее сущность, значение, формы организации на данных предприятиях, методы оптимизации.
5. Издержки предприятий РГБ: их сущность, классификация и основные направления оптимизации издержек.
6. Имущество предприятий РГБ, его состав, значение и источники формирования. Роль имущества в обеспечении финансовой устойчивости предприятия.
7. Капитальные вложения и инвестиции предприятий РГБ. Их понятие и источники формирования. Показатели эффективности использования инвестиций.
8. Комплексная оценка экономического и финансового положения предприятий РГБ на рынке потребителей кредитных ресурсов.
9. Оборачиваемость оборотных средств предприятий РГБ: понятие, значение и пути ускорения. Показатели оборачиваемости оборотных средств, их расчет.
10. Оборот предприятий РГБ – основной функциональный показатель производственно-коммерческой деятельности, его сущность, состав и значение в рыночных условиях. Факторы, влияющие на оборот предприятий РГБ.
11. Основные и оборотные средства предприятий РГБ, их сущность, классификация и роль в производственно-коммерческой деятельности предприятий.
12. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятий РГБ: их характеристика, методы расчета и пути укрепления финансового положения предприятий.
13. Понятие инвестиций: их виды, назначение, источники формирования и направления использования.
14. Капитал предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса: понятие, источники формирования, эффективность использования.
15. Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса (РГБ) как субъекты рынка. Их место, функции и значение в индустрии гостеприимства. Классификация предприятий РГБ.
16. Прибыль предприятий РГБ: понятие, функции, порядок расчета и направления использования.
17. Производительность труда на предприятиях РГБ, ее понятие, значение, специфика и методы расчета.
18. Расходы предприятий РГБ: понятие, значение, классификация и состав. Факторы, влияющие на расходы и их учет при принятии решений об оптимизации расходов.
19. Рентабельность предприятий РГБ: понятие, значение и методы расчета. Факторы, влияющие на рентабельность предприятий РГБ.
20. Себестоимость продукции и услуг: понятие, методы определения, факторы, влияющие на себестоимость. Соотношение себестоимости и прибыли, их взаимосвязь.
21. Система налогообложения предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса, ее характеристика и методы оптимизации налоговых выплат.
22. Трудовые ресурсы предприятий РГБ, их характеристика и роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Принципы и методы формирования трудовых ресурсов на предприятиях РГБ.
23. Финансовые ресурсы предприятий РГБ: их понятие, состав и значение в обеспечении конкурентоспособности предприятий РГБ.
24. Ценообразование на продукцию и услуги предприятий РГБ:понятие, функции и методы расчета цены.
25. Экономический потенциал предприятий РГБ, его параметры и конкурентоспособность.
26. Эффективность использования основных фондов предприятий РГБ. Показатели эффективности и пути их повышения.
Дисциплина «Управление предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса»
1. Виды и методы контроля управленческих решений на предприятии. Организация процесса контроля, эффективность контроля.
2. Внутренняя среда предприятия ресторанно-гостиничного комплекса, ее характеристики, анализ состояния и способы оптимизации.
3. Жизненный цикл предприятия: понятие, основные этапы.
4. Кадровая политика в гостиничном бизнесе и ее влияние на профессионализм и эффективность управления.
5. Контроллинг как современная концепция управления гостиничными комплексами.
6. Конфликты в трудовом коллективе: понятие, роль, способы разрешения.
7. Концепция продукта в ресторанно-гостиничном бизнесе для выбора оптимальной системы управления.
8. Мега-среда (среда косвенного воздействия), ее элементы и оценка ее влияния на управление предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса.
9. Метод управления доходностью как современное направление повышения рентабельности гостиничного комплекса.
10. Методы и порядок проектирования структуры управления предприятия в ресторанно-гостиничном бизнесе.
11. Мотивации и стимулирование труда в системе управления предприятиями ресторанно-гостиничного бизнеса
12. Методы и принципы управления в ресторанно-гостиничном бизнесе.
13. Методы управления предприятиями РГБ, особенности их использования с учетом решаемых задач и состояния внутренней и внешней среды.
14. Норма управляемости и основные факторы, влияющие на нее. Использование норм управляемости в гостиничных комплексах
15. Организационная структура управления предприятиями ресторанно-гостиничного комплекса, методы ее оптимизации.
16. Организация информационных потоков в системе управления предприятиями ресторанно-гостиничного бизнеса.
17. Оценка эффективности управления предприятием ресторанно – гостиничного бизнеса: показатели, методы.
18. Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ресторанно-гостиничном бизнесе.
19. Рабочая среда (среда прямого воздействия), ее элементы и оценка ее влияния на эффективность функционирования предприятий РГБ.
20. Система управления гостиницами на условиях «франчайзинга».
21. Содержательные и процессуальные теории мотивации и их применение в гостиницах.
22. Управление гостиницей и основными службами гостиницы (приема и размещения, питания, коммерческой, финансовой, административной, технической, вспомогательной и дополнительной).
23. Управление рестораном как подразделением гостиничного комплекса: структура, функции, назначения, совместимость с основными службами гостиниц.
24. Факторы, определяющие профессиональную пригодность персонала предприятия, профессиограммы и их использование.
25. Характеристики внешней среды функционирования предприятий РГБ, оценка степени неопределенности среды при принятии управленческих решений.
26. Цель и задачи развития предприятий РГБ. Методы ранжирования целей в ресторанно-гостиничном бизнесе, использование в оптимизации системы управления.
Дисциплина « Технология, организация и проектирование
предприятий питания в гостинице»
1. Виды затрат рабочего времени, их характеристика, методы изучения.
2. Виды и организация дипломатических приемов на предприятиях питания.
3. Виды и особенности организации банкетов на предприятиях питания.
4. Классификация и характеристика продукции предприятий питания различных типов и классов, показатели ее качества.
5. Методы нормирования труда. Расчет численности работников в заготовочных и доготовочных цехах на предприятиях питания в гостинице.
6. Нормативная и технологическая документация, регламентирующая требования к качеству сырья, технологических процессов и готовой продукции.
7. Основные правила оказания услуг предприятиями питания.
8. Понятие сервиса и услуги на предприятии питания. Классификация и характеристика услуг.
9. Принципы и последовательность технологических расчетов при проектировании производственных заготовочных цехов предприятий питания в гостинице.
10. Принципы и последовательность технологических расчетов при проектировании доготовочных цехов предприятий питания.
11. Принципы организации производства на предприятиях питания.
12. Производственная программа и ее значение в организации работы заготовочных и доготовочных цехов на предприятиях питания в гостинице.
13. Технологическая характеристика сырья, поступающего на предприятия питания в гостинице.
14. Технология и порядок обслуживания гостей на предприятиях питания различных типов и классов.
15. Требования к производственному и обслуживающему персоналу предприятий питания в гостинице.
Дисциплина «Технология и организация обслуживания в гостинице»
1. Информационные технологии в гостиничных комплексах.
2. Порядок организации и проведения работ по государственной добровольной сертификации гостиничных услуг, классификация гостиниц.
3. Профессиональные требования к руководящим работникам гостиничного комплекса, подбор и отбор кандидатов на должности.
4. Современные системы бронирования (Amadeus, Galileo, Worldspan), их характеристики.
5. Средства размещения, их классификация и характеристика.
6. Технология и организация работы службы безопасности.
7. Технология и организация работы службы горничных, их функции.
8. Технология и организация службы бронирования, назначение и функции.
9. Технология и организация службы приема и размещения, назначение и функции.
10. Формирование технологических процессов в обслуживании на базе маркетинговых исследований.
Выдержка из работы:
Дисциплина «Экономика предприятия»
1. Амортизация основных фондов предприятий РГБ: понятие, назначение и методы расчета. Место амортизации в системе формирования инвестиционных ресурсов.
Амортизация — перенесение по частям стоимости ОФ на производимый продукт или услугу. На практике практики используются различные подходы к начислению износа (сумм амортизационных списаний, начислений) и определению остаточной балансовой стоимости на предприятиях РГБ . Классифицируем их по нескольким признакам.
В качестве базы, с которой связывается износ оборудования, чаще всего принимают предполагаемое время эксплуатации оборудования (полезный срок его жизни), реже — ожидаемый объем работы.
По степени равномерности списания стоимости оборудования различают равномерную (линейную) и неравномерную (нелинейную) амортизацию. Последняя может быть реализована различными способами. Например, суммы списания могут изменяться согласно некоторому принципу или по специальному графику и т. д.
Можно также разделить методы списания на нормальные, ускоренные и замедленные. Простейший, но не единственный способ ускоренного списания износа — сокращение срока амортизации.
Важным с экономической точки зрения при определении амортизационных сумм является учет принципа неравноценности денег во времени. Некоторые методы исходят из этого принципа, другие не учитывают его. Проще говоря, существуют методы, предусматривающие начисление процентов на амортизационные суммы и не предусматривающие его.
17. Оценка эффективности управления предприятием ресторанно – гостиничного бизнеса: показатели, методы.
Анализ эффективности управления предприятияем РГБ – задача, с которой консультанты сталкиваются в самых различных ситуациях. До недавнего времени на практике чаще всего этот вопрос возникал в связи с кризисным положением компаний в ресторанно-гостинечном бизнесе. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может выявить существенные отклонения от нормы, но для того, чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей с воздействием внешних неблагоприятных факторов или является следствием неэффективного управления, нужны дополнительные исследования (т.н. “управленческий аудит”). Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оценниваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:
10.Формирование технологических процессов в обслуживании на базе маркетинговых исследований.
Маркетинг является одной из функций управления, заключающейся в организации и направлении предпринимательской деятельности, оценке и ориентировании покупательной способности клиента на повышение спроса на услуги, на продвижение товара и услуг к конечному потребителю.
Маркетинг можно рассматривать как длительный процесс изучения рынка, развития продукта, продвижения товара, продажи, мониторинга и обзора.
Особенность гостиничного маркетинга вытекает из особенностей гостиничного продукта, его фиксированное во времени и пространстве.
Рынок гостиничных услуг, как и рынки многих других товаров и услуг, характеризуется существованием большого количества групп потребителей, различающихся вкусами, предпочтениями, уровнем доходов. И даже если эти группы представляют клиентов или потребителей одного отеля (или продукта), мотивация приобретения продукта различна. Например, клиентами одного и того же отеля могут быть бизнесмены, путешествующие туристы и участники конференций. Очевидно, что мотивы и цели их покупок, требования к одному и тому же продукту отеля будут далеко не одинаковы. Путешествующие туристы, более чувствительные к уровню цен, чем командированные бизнесмены или организаторы мероприятий, заказывают, как правило, двухместное размещение, а также обеды и ужины по специальному (групповому) меню. Те, кто платит деньги не из собственного кармана, могут заказывать более дорогое размещение, питание и т.п. Как правило, ими же востребованы и дополнительные услуги гостиницы — телефонная связь и подключение к интернету в номере, услуги бизнес-центра, переговорные комнаты, возможность аренды технического оборудования и т.д.