Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Роль пейзажа в Записках охотника Тургенева.
Осознание человеком своего места в окружающем пространстве и его значимости для себя как составной части этого пространства, превращаясь со временем в идеальную сущность ментального характера, воздействует на все прочие ментальные сущности и, в первую очередь, на языковые уровни разной иерархии, реализуясь в одном из них – текстовом – с наибольшей степенью полноты и сложности, что влечет за собой появление особых приемов текстопостроения, основу которых составляет структурированный концепт окружающего мира в его художественном осмыслении.
Изучение законов построения художественного текста, к числу которых относятся и особенности отображения в нем окружающего мира в его художественном осмыслении, продолжает оставаться одним из важных вопросов как литературоведения, так и современной лингвистики текста. В этом отношении большое значение приобретает рассмотрение такого явления, как литературно-художественный пейзаж, роль которого в структуре текста художественных произведений XIX века исключительно велика, «то Пространства, которое русские писатели и художники возвели в степень мифа».
Констатация взаимосвязи описания человека и окружающего его мира в границах художественного текста представляет собой лишь самую начальную стадию изучения литературно-художественного пейзажа, поскольку порождает неизбежный вопрос: почему в художественном тексте человек вообще соединяется с окружающим миром в определенные моменты своего душевного состояния, по каким каналам осуществляется такое соединение и присутствуют ли в нем какие-либо эволюционные процессы? Личностное начало (авторское и персонажное), насквозь пронизывая литературно-художественный пейзаж, обнаруживает свою ведущую роль в его конструировании.
И.Тургенев, реализуя собственную индивидуальность, оперирует пейзажем как особым содержательным средством, создавая в итоге некий обобщенный образ литературно-художественного пейзажа, с одной стороны, обладающий в структуре текста собственной информативной и функциональной значимостью, а, с другой, коррелирующий с другими элементами текста. Концептуализация литературно-художественного пейзажа в произведениях И.Тургенева представляет наибольший интерес для исследования в силу особого значения в жизни и творчестве писателя природного начала, а также высокой концентрацией пейзажей в структуре художественных текстов писателя, позволяющей с большой долей точности и детальности выявить особенности вербализации концепт «пейзаж» на уровне микротекста, и обуславливает актуальность темы нашего исследования «Роль пейзажа в «Записках охотника» И.С.Тургенева.
Объектом исследования настоящей работы является, таким образом, целостный образ окружающего пространства, зафиксированный в текстах рассказов цикла «Записки охотника» И.Тургенева, реконструируемый на их основе как некий единый концепт, неизбежно востребуемый в художественном тексте как явлении идиостиля писателя.
В нашем исследовании концепт литературно-художественного пейзажа может будет определяться как «квант знания человека об окружающем мире, в том или ином виде и объеме востребованный в художественном тексте при комментировании различных жизненных коллизий .
В качестве предмета исследования выступают отдельные описания окружающего пространства, а именно картины живой природы в разнообразных временных, сезонных и погодных состояниях. Картины интерьера, причисляемые некоторыми авторами (В.А. Кухаренко ) к разряду пейзажа, в настоящем исследовании не учитываются.
Целью исследования является выявление структурных и содержательных характеристик пейзажного концепта в границах текста отдельного художественного произведения, а именно рассказов «Хорь и Калиныч», «Лес и степь», «Бирюк», «Бежин луг», входящих с цикл «Записки охотника», особенностей его (концепта) реализации в идиостиле И.Тургенева.
Достижение поставленной цели определило постановку следующих исследовательских задач:
1) дать определение понятию «пейзаж» и проследить эволющию содержания определения в литературе;
2.) выделить пейзажные описания в тексте рассказов «Хорь и Калиныч», «Лес и степь», «Бирюк», «Бежин луг», установить их своеобразие и характерные признаки;
2) осуществить классификацию пейзажных описаний в исследуемых текстах на типологических основаниях;
3) выявить роль личностного (авторского) фактора в использовании пейзажных описаний того или иного типа и в их распределении в текстовом пространстве романа;
4) определить зависимость пейзажного концепта от различных категориальных свойств текста отдельного художественного произведения;
Теоретической базой данного исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по лингвистике текста, когнитивной лингвистике и лингвокультурологии [Аскольдов, 1997; Гальперин, 1981; Вежбицкая, 1997; Лихачев, 2006; и др].
Научная новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении феномена пейзажа в художественном тексте рассказов указанного цикла И.Тургенева и процесса его концептуализации, заключающейся в обретении пейзажем при текстопостроении статуса знания и осознания человеком роли живой природы в художественном отображении событий человеческой жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, изучение литературно-художественного пейзажа малой прозы И.Тургенева, предпринимаемое с позиций концепта, содействует исследованию закономерностей вербализации мыслительного содержания, находящегося в границах пейзажного концепта.
Основным методом исследования является описательно-аналитический метод.
Практическая ценность работы заключается, на наш взгляд, в том, что полученные результаты могут быть использованы при чтении курсов стилистики русского языка, а также спецкурсов по лингвистике текста, лингвокультурологии и когнитивной лингвистике. Выводы работы могут также применяться на практических занятиях по интерпретации художественного текста и в пактике школьного преподавания.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав и заключения.