Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Разделение властей в государстве: теория и опыт.
Разделение власти - неизбежное условие и основной механизм функционирования всех видов власти (политической, неполитической). Разделение любой власти возникает из "свойства власти быть отношениями между субъектом (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, пробуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, ее исполнителем". Разумеется, эта простейшая структура усложняется в институализированном политическом процессе: уже Аристотель отмечал существование в государстве законодательного органа, магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа.
Очевидно, что первое наиболее крупное разделение власти развело политическую и религиозную (духовную) власти, т.е. власть государства и церкви. Это разделение не закончилось и в новейший период, так как если западная модель государственной власти однозначно решила данный спор в пользу светской власти, то восточная (мусульманская) - в пользу религиозных структур и институтов.
Параллельно с процессом разграничения светской и духовной властей шел процесс разделения профессиональных функций власти - между властью центральной и местной. Таким образом, к новому времени разделение власти стало одной из организационных основ государств, где функционирует система разграниченных, но взаимосвязанных между собой государственных органов и учреждений.
В европейской историко-правовой науке процесс разделения власти и формирования соответствующей концепции условно разделяют на три периода.
Так, в Европе в ХIII-ХIV вв. и в последующих феодальная организация власти с объединением в лице сюзерена законодательных, исполнительных и судебных функций включала функциональное и территориальное разделение власти между центром и провинциями, местным самоуправлением. Соответственно в этот период создается мировоззренческий фон, способствующий формированию концепции разделения государственной власти (первый период).
Основной этап (второй период) разделения государственной власти, пришедшийся в Западной Европе на ХIV-ХVII вв., т.е. на начальный этап нового времени, характеризовался заменой децентрализованного феодального государства абсолютистской монархией. Государственная власть централизованных стран обзавелась развитым, эффективным аппаратом управления и обороны, неизбежно специализированным и разделенным функционально. Оформление стройной концепции принципа разделения государственной власти шло параллельно этому процессу.
Разделение государственной власти шло неравномерно. Классической и наиболее ранней формой разделения стало образование в конце ХVII в. парламента в Англии. Решающую роль сыграло образование разделенной государственной власти в США. Данный, третий период заключает в себя окончательное формирование теоретической модели разделения власти. Условно считается, что этот период продолжался до середины XIX в. Дальнейшее совершенствование теории и практики разделения государственной власти продолжается по сей день.
Становление концепции разделения государственной власти справедливо связывают с именами великих мыслителей эпохи Возрождения Д. Локка и Ш.Л. Монтескье. Феодализм, уступая место в череде общественно-экономических формаций буржуазному строю больше не мог организационно-политически соответствовать новым реалиям общественных отношений - требовалась реформа государственного механизма, в котором главенствующую роль должны были играть представители нового господствующего класса, т.е. буржуазии.
Великая идея Дж. Локка (1632-1704) и Ш.Л. Монтескье (1689-1755) о необходимости разделения властей на протяжении столетий имеет руководящее значение для организации государственного механизма. Локк и Монтескье выступали против сосредоточения государственной власти в руках одного лица или органа (Монтескье называл это "ужасным деспотизмом") и требовали рассредоточить государственную власть по различным ветвям. Названия и перечень ветвей государственной власти были неодинаковы, наиболее известна триада Монтескье: законодательная, исполнительная, судебная власть. К этой триаде, закрепленной теперь в ст.10 Конституции России 1993 г., нельзя, однако, сводить значение концепции разделения властей, отрицая для нашего времени иные варианты. Смысл идей Локка и Монтескье не в названиях и даже не в вычленении конкретных властей, а в ориентирующем характере данной концепции. Идея разделения властей не закрывает дорогу появлению других государственных органов, новых институтов, функций государственной власти, новых ветвей. Это и происходит в процессе развития государственности.
Теория разделения государственной власти оказала существенное воздействие на становление и развитие государственности посредством своего закрепления и реализации в Конституциях многих государств.
Исходя из этого, целью данной работы является изучение и анализ теории разделения властей, а также анализ опыта государств, в том числе России, по ее применению и реализации на практике.