Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Тревожность как свойство личности и её проявления.
Актуальность исследования. Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. (4. С. 13-17)
Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
В отечественной психологии изучению тревожности посвящены работы А.М. Прихожан, Н.В. Имедадзе, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова, Ю.М. Забродина, Ж.М. Гозман, М.В. Дороховой, Т.Л. Шабановой, М.А.Цискаридзе, Н.Д. Левитова и др. На основании анализа трудов отечественных исследователей тревожности можно сделать вывод об отсутствии единого мнения об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследованиях психического состояния тревоги и черты личности, называемой тревожностью.
Значительным вкладом в разработку проблем тревожности, в зарубежной психологии, являются исследования З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Г.С. Салливана, Ч.Д Спилбергера, Р. Мэй, К. Роджерса, В. Франкла. Анализ позиций представителей разных подходов позволил выделить два аспекта в изучении тревоги и тревожности: «тревога», как эмоциональное состояние; «тревожность» как свойство личности, предрасполагающее к проявлению состояния тревоги. Возможно, что такая черта личности как тревожность, согласно теории А. Адлера, коррелирует с определенным стилем жизни, основанном на переживаниях детства.
Цель исследования – изучить тревожность как свойство личности и ее проявления
Объект исследования – понятие тревожности
Гипотеза исследования - личностная тревожность, под которой понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражает предрасположенность субъекта к тревоге.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики для исследования
2. Провести исследование личной тревожности
3. Изучение особенностей зрительного восприятия
4. Сравнить результаты исследования
5. Сформулировать выводы
Методика исследования. Ситуативная тревожность, понимаемая как состояние, характернзующееся субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Определялась с помощью методики Спилберга (Шкала ситуативной тревожности). Особенности зрительного восприятия. Была использована методика Г. Роршаха (Чернильные пятна), так как в силу неоформленности предъявляемого материала, при анализе ответов испытуемого выявить наиболее типичные для него способы восприятия, проявляющиеся и в реальной жизни.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении коррекционной психологии научными сведениями об особенностях и механизмах формирования тревожности, рассматриваемой в контексте социального становления личности.
Научная новизна исследования определяется получением новых данных о формировании тревожности. Рассмотрены общие и специфические аспекты тревожности, механизмы ее; выделены и описаны уровни тревожности.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в организации всех направлений деятельности практического психолога, в том числе в разработке и осуществлении самостоятельных программ профилактики.