Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Трансформация взглядов М. М. Ковалевского на предмет социологии
Актуальность данной темы обуславливается тем, что интерес к социологическим трудам М.М. Ковалевского на сегодняшний день возрастает в связи с подъемом этой науки в нашей стране, в том числе, в рамках изучения вопросов института семьи, плачевное состояние которого на сегодняшний день не может не беспокоить ученых и специалистов.
Социологические труды М.М. Ковалевского интересны науке с двух позиций – с одной стороны, это один из фундаментальных комплексов работ, обусловивших во многом дальнейшие направления социологической мысли в России, а с другой стороны – социологическая научная база, позволяющая опираться на определенные, хотя и не всегда абсолютно верные в контексте современности парадигмы и понятия, отходя от которых становится проще строить иные, более конкретизированные и скорректированные по времени научные теории и стратегии.
Трудно недооценить значение научной, политической и культурной деятельности М.М. Ковалевского, ибо 1851 год – год его рождения – это год, ознаменовавший появление на свет человека, чья личность стала целой вехой в истории отечественной и мировой социологии. Его самоотверженный и кропотливый труд позволил вскрыть новые пласты знания, подтолкнувшие дальнейшее развитие как социологии, так и многих других наук. Наряду с подвижнической деятельностью в сфере привлечения молодежи к науке, он долгое время был распахнутым окном в русскую социологию для европейских стран, не имея возможности работать в родных университетах.
Значителен его вклад в политику России, т.к. будучи выдающимся исследователем демократии, конституционной системы и политических институтов, он сам был не только теоретиком, но и практиком политической сферы. Ковалевский был создателем партии демократических реформ в 1905 году, а также был членом I Государственной думы и государственного совета.
Его подход к социологической науке, характеризующийся предельной конкретизацией проблемной среды, массой эмпирических исследований и фундаментальными пластами теоретических оснований предопределил создание российской академической школы социологии.
Для нас М. М. Ковалевский важен в первую очередь как социолог. В этой связи важно отметить ряд основных воззрений исследователя на вопрос о предназначении и предмете социологии.
Ковалевский разделял позитивистский подход к проблемам социологии и говорил в первую очередь о том, что «порядок не возможен без прогресса и что прогресс состоит в постепенных изменениях в социально-экономической структуре». Но для корректного функционирования и поступательного развития собственной структуры социология обязана, по мнению Ковалевского, абстрагироваться от множества конкретных исторических фактов, оставаясь при этом наукой эмпирической, способной установить закономерности развития исторического процесса. Для этого социологии требуется создание пласта собственных предпосылок, выработанных собственными ресурсами, без обращения к специальным социальным дисциплинам.
Вторая составляющая его теории – это идея «социальной эмбриологии». Как не трудно догадаться, заключается она в установлении ряда этапов развития, этапов социальной эволюции, а также законов управления этими этапами, которые Ковалевский представлял как соотношение явлений. Законы эволюции открываются социологии в процессе сравнения параллельных эволюций. Мастером подобного рода сравнений был и сам Максим Максимович.
При этом очень важно, по мнению Ковалевского, было корректно обобщать исторические факты, ибо исторические факты, на основе которых открыт тот или иной этап развития человечества, должен строго соответствовать всем расам. Иначе он по определению не будет соответствовать понятию этапа в социологической науке, в природе которой лежит не безотносительное обобщение.
Следующая составляющая теории Ковалевского – это его видение социальной эволюции. На его взгляд, постепенная трансформация человеческого общества от орды, которую он считал низшей ступенью развития к демократии, прошла последовательно через институционализацию общественных отношений, закреплению мета проживания рода, переход к клановому и феодальному сепаратизму, и, наконец, переход к бессословности, обусловившей главенство хозяйственного уклада в деле обособления индивидов. Демократический вклад в прогресс – это переход к равенству и частной, или коллективной инициативе во власти.
Следующий элемент в социологической теории Ковалевского, напрямую связанный с эволюцией общества – это факторы влияния на его развитие. Основным подобным факторам для Ковалевского стал рост плотности населения, т.к. именно он казался Ковалевскому наиболее постоянным импульсом экономического и социального развития. Однако он никогда при этом не преувеличивал значимости этого фактора как первично биологического, и ставил в ряд с ним войны, социальную гигиену и контроль за рождаемостью. В этой связи Ковалевский нередко боролся за права своей теории с ортодоксальными представителями тех или иных философских течений. По справедливости можно закрепить победу за ним, т.к. он представлял плюрализм социальной причинности.