Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблемы развития малого бизнеса в РФ (+доклад и раздаточный материал)
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес в любой стране мира является наиболее мобильным, рискованным и конкурентоспособным сегментом экономики. Однако в современных условиях влияния последствий мирового финансового кризиса у малого бизнеса в России особо актуальным стал вопрос решения финансовых проблем, который и ранее был весьма актуальным, но в нынешних условиях стал еще более острым.
К общим финансовым проблемам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий в современных условиях можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность, сокращение деятельности. Но особо следует отметить такие актуальные финансовые проблемы малого бизнеса, которые стали следствием влияния финансового кризиса – это, прежде всего, проблемы кредитования, замораживание финансовых программ государственной поддержки малого бизнеса и приостановка деятельности инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса либо ее декларативность.
Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране малый бизнес пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности малого бизнеса в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно.
Актуальность изучения финансовых проблем малого бизнеса обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий, влиянии кризисных явлений. Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Сущность и значение малого бизнеса в рыночной экономике
Малый бизнес – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – основа рыночной экономики. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.
Развитие малого бизнеса является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера.
Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса резко увеличивает рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы.
В результате повышения предпринимательской активности населения создается основа для формирования массового среднего класса. На сегодняшний день «доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12 процентов. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь около 10 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС – не менее 30» .
Приведенные данные свидетельствуют об имеющемся большом потенциале развития, о необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего улучшения условий деятельности малых предприятий.
Одним из интеллектуальных определений малого бизнеса – является определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) еще в 1971 году: «…малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники – менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений» .
В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран «выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты» .
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРОБЛЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
3.1. Действующие государственные, региональные и муниципальные
программы государственной поддержки малого бизнеса
и перспективы их развития
Проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития малого бизнеса вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда малый бизнес станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.
Проведенные Институтом стратегического анализа и развития малого бизнеса опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% – что им нужны надежные законодательные гарантии». Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% – в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов .
Меры государственной поддержки малого бизнеса можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого бизнеса на федеральном, региональном и местном уровнях.
В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат:
1) соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки;
...