Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Предмет и методология теории государства и права. Понятие, признаки и виды социальных норм
Определение предмета любой научной и учебной дис¬циплины, а зачастую и само ее название, отвечает на воп¬рос — что изучает данная наука? Казалось бы, здесь все ясно. Но заметим следующее. Во-первых, государство и право являются объектами исследования не только юриди¬ческих, но и исторических, философских, экономических и других наук. Во-вторых, эти категории настолько сложны и объемны по своему составу, многоаспектны по значению, что требуют для проникновения в свою суть теоретическо¬го «расчленения» их как явлений на структурные, ценност¬ные и функциональные логически взаимосвязанные ряды, механизмы и элементы. В-третьих, юридические науки изучают государство и право с использованием данных и методов естественных и гуманитарных отраслей знания .
Но в том-то и особенность общей теории государства и права, что она способна изучать государство и право как целостные явления, в их неразрывной связи и единстве, в статике и динамике, теоретико-ретроспективном и теоре¬тико-перспективном ракурсах и.одновременно синтезиро¬вать разносторонние научные данные о них .
Предмет теории государства и права составляют явле¬ния и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия государства и права. К ним относятся :
• государство и право как явления цивилизации и куль¬туры;
• основные понятия государства и основные понятия;
• права («формы государства», «функции государства», «нор¬мы права», «правоотношения» и др.);
• основные правовые принципы («разделение властей», «ответственность за вину», «презумпция невиновности» и др.);
• основные ценности государства и права («демократи¬ческая организация государственной власти», «безопас¬ность общества», «народовластие», «верховенство права»,. «права человека и гражданина», «законность (правозаконность)», «политическая и правовая культура» и др.);
• основные закономерности развития государства и права («последовательное возрастание роли государства и права в жизни общества», «повышение роли человеческого фактора в деятельности государственно-правовых учреж¬дений» и др.).
6.Экономические и социальные предпосылки разложения первобытнообщинного строя и причины возникновения государства
Для того чтобы научно достоверно дать понятие государства, опре¬делить — завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно организованному обществу, определя¬ются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.
Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения. Факт проживания на одной территории — предпосылка объединения населения и подчинения его государству. Родовые связи отступают на второй план. Население становится как бы принадлежностью терри¬тории .
В качестве признака государства рассматривается не территория как таковая, а присущее государству деление граждан по территори¬альному признаку, их организация по месту жительства, в отличие от кровнородственной связи, являющейся специфическим признаком доклассовой организации общества. Территория и связи членов рода с определенной средой обитания как предпосылка кровных уз, на осно¬ве которых возникли и держались старые родовые объединения, суще¬ствовали и при первобытном строе. По мере разложения последнего эта связь постепенно была утрачена.
Второе отличие заключается в наличии общественной власти, инте¬ресы которой не совпадают с интересами населения. В первобытно¬общинном строе общественная власть — это власть, выбранная самим обществом (родом, племенем) на собрании, которая выражала интере¬сы всего общества и опиралась на авторитет. Государственная власть — это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной.
Публичная власть воплощается (организуется, «материализуется») в аппарате власти (государственном аппарате). Первоначально госу¬дарственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат при¬нуждения. Развитие цивилизаций, формирование различных обще¬ственных структур, обострение классовой борьбы — все это приводит к усложнению органов публичной власти. Аппарат рабовладельческих и ранних феодальных государств был несравнимо проще, чем аппарат современных государств.
Аппарат публичной власти коренным образом отличается не только от аппарата управления первобытно-общинного строя, но и от других возникающих политических организаций:
21.Форма государственного устройства: понятие и разновидности
Рассматривая способы устройства государственной власти (формы государственного единства), следует сказать, что в учебной литерату¬ре чаще всего употребляется термин «форма государственного устрой¬ства». Однако он, по существу, охватывает всю форму государства на данном этапе развития, в данной стране. Неслучайно этот термин ши¬роко используется в истории государства и права. Между тем речь в данном случае идет о том, каким образом государство организовано как власть на определенной территории.
Под формой государственного устройства понимается совокуп¬ность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотно¬шения между этими частями.
Форма государственного устройства носит самостоятельный харак¬тер, во многом определяется существующими традициями, историче¬скими особенностями возникновения и развития государства .
В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).
Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями. В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Основными видами форм государственного устройства являются:
• унитарное государство;
• федерация;
• конфедерация.
Унитарное государство имеет единую территорию и единую (централиз ванную) систему государственной власти.