Содержание:
Тема 1. Введение в сравнительную политологию.
1. Предмет и методы сравнительной политологии
2. Система: понятие, состав, структура функции.
3. Общество как целостная система (теория "социального действия" Т. Парсонса).
4. Системный анализ политики (теория Д. Истона). (доделать)
5. Структурно-функциональный анализ политической системы (теория Г. Алмонда).
6.Типы политической культуры общества. (доработать)
7. Политическая культура США.
8. Политическая культура Великобритания
9.Политическая культура Франции.
10. Политическая культура ФРГ.
11. Группы давления в политической системе демократических стран.
12. Лоббизм в США: история и современность
13. Группы интересов в политической жизни европейских стран.
14.Политические партии в механизме современного демократического государства.
15.Партийная система США.
16. Партийная система Великобритании.
17. Партийная система Франции.
18. Партийная система ФРГ.
19. Парламент: место в системе в демократической власти, порядок формирования и роспуска.
20 . Структура парламента и организация его палат.
21. Социальные функции и полномочия парламента.
22. Институт главы государства: место в системе демократической власти и порядок формирования.
23. Общие полномочия и ответственность главы государства.
24. Правительство: в место в системе демократической власти и порядок формирования
25. Общие полномочия и ответственность правительства.
26. Типы избирательных систем
27. Государственная система США
28. Государственная система Великобритании
29. Государственная система Франции.
30. Государственная система ФРГ.
31. Типы современного федерализма
32. Федеративное устройство США.
33. Федеративное устройство европейских государств.
34. Типы унитарного устройства европейских государств
35.Теория социального развития Т. Парсонса.
36. Модернизация как процесс перехода от традиционного к современному обществу ( теория М. Леви.).
37. Политико- культурный аспект модернизации ( Г. Алмонда.).
38. Концепция экономико-политического развития У. Ростоу
39. Теория демократии Р. Даля и проблемы политической модернизации
40. Диктаторские системы XX в. : происхождения, типология.
41. Тоталитарная политическая система: структуры и типы.
42. Авторитарная политическая система: структуры и типы.
43. Политическая система нацистской Германии.
44. Политическая система фашистской Италии.
45. "Авторитаризм развития": понятие и типы (Чили, Индонезия, Турция, Южная Корея.).
46. Контрпродуктивный авторитаризм: понятие и типы (Заир, страны Центральной Америки).
47. Теория "глобальной демократической революции" С. Хантингтона.
48. Переход от диктатуры к демократии: закономерности и этапы
49. Политическая модернизация авторитаризма (Испания, страны Латинской Америки).
50. Политическая модернизация тоталитаризма (КНР, страны Восточной Европы.).
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экзаменационная работа по сравнительной политологии
Тема 1. Введение в сравнительную политологию.
1. Предмет и методы сравнительной политологии
Сравни́тельная политоло́гия — одно из направлений политологии или политической науки. Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит еще одно название этого направления — компаративистика (от англ. — compare — сравнивать). Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопостовления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п.Традиционно при сравнительном методе используются данные двух или более обществ, политических систем, режимов, континентов, логический и статический материал для более убедительных доказательств при рассмотрении политических явлений и категорий. Важную функцию при сравнительном подходе выполняют статистический и и системный методы исследования , с помощью которых выявляются, обобщаются и структурируются количественные и качественные признаки политических явлений
2. Система: понятие, состав, структура функции.
Термин «политическая система» был введён в политологию в 50–60 х гг. ХХ в. Сегодня основными подходами к характеристике политической системы являются системный и институциональный подходы. С точки зрения их политическую систему можно рассматривать как систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политический институт – это элемент политической системы. Ими являются: государство, партии, общественные организации.
В состав политической системы входят:
1. государство, политические партии, общественные организации, которые в своей совокупности образуют политическую организацию, выступающую как подсистема в политической системе общества; 2. политические партии; 3. политические отношения; 4. политическое сознание и политическая культура.
Политическая система общества - это органическое единство государственных и общественных организаций, осуществляющих социально-политическое травление обществом.
Это системное образование имеет сложную структуру, состоящую из элементов различных уровней и взаимосвязей между ними. Элементами политической системы являются: государство, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социальные институты. В зависимости от степени участия в политической жизни эти органы и организации в научной литературе подразделяются на следующие группы.
Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель.
Наибольшее воздействие на государственную политику оказывают партии — политический инструмент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Правящие партии, как правило, для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенклатурных кадров. Парламентские партии в механизме государственной власти занимают более скромное место; их политическая деятельность включается в осуществлении законодательной власти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью путем участия во всеобщих выборах.
Несобственно-политические объединения. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это — профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель.
Профсоюзы — это организация по защите профессиональных интересов трудящихся по отношению к государству. В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования и лозунги анархо-синдикалистического характера.
Следующую группу составляют организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельность. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, авто- и мотолюбителей, туристов и др. Политический оттенок в своей деятельности они приобретай лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных или иных политических по своему характеру органов и организаций, в отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений.
Своеобразную роль в политической системе играет церковь как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью. Отношение государства к церкви как к элементу неполитического характера закреплено в конституциях современных государств, в том числе в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Основным законом (ст. 14) церковь формально исключена из политической системы. Однако прямо и косвенно церковь пользуется сбоим духовным влиянием на политическую жизнь, то есть фактически является элементом политического общества.
На характер политической системы оказывают влияние различные факторы: структура политической системы, ее элементный состав, характер социальной среды и другие критерии.
Решающую роль среди всех вышеназванных объединений - составных частей политической системы общества — всегда играло и продолжает играть государство.
Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления политической власти. В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении вид истории развития общества, а следовательно, и его самого. В то время, как все остальные ее составные звенья политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать