Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социальная работа с беременными женщинами в возрасте от 35 до 40 лет
Желанная беременность - это счастье для каждой женщины. Но, вместе с тем, беременность - это состояние новое, неизвестное, непривычное, и поначалу, возможно, пугающее. Эмоциональное и физическое здоровье беременной женщины напрямую влияет на течение беременности и родов, состояние плода и развитие ребенка.
Известно, что материнство — культурный феномен, и его смысл и значение могут меняться вместе с культурой. Изучение феномена материнства и его отражения в самосознании женщины XXI века - актуальная социальная и психологическая проблема. Для самосознания современной женщины характерны две тенденции. Одна тенденция заключается в том, что женщина становится активным субъектом на поприще социальной деятельности. Другая состоит в том, что для женщины возрастает значимость семьи, а ребенок, зачастую, выступает как гарант возможной реализации полноценного бытия.
Психология материнства - одна из наиболее сложных и малоразработанных областей психологической практики, Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. В психологической литературе (преимущественно, зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией (Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. и др.), , психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.
В настоящее время все более актуальной становиться проблема патологического протекания беременности. Существует ряд факторов, способствующих изменению в нормальном состоянии будущей матери – это и экология, стрессы, и эмоционально-неустойчивое состояние будущих мам, и семейные проблемы в молодых семьях и многие другие факторы. Все это создает угрозу возникновения проблем в течении беременности или угрозу прерывания беременности. Именно поэтому все более актуальным является проведение социальной поддержки беременных женщин.
В нашей работе мы исследовали особенности готовности женщин разного возраста к рождению ребенка, восприятия образа будущего ребенка беременной женщиной 35-40 лет и направления социальной работы с беременными женщинами в возрасте 35-40 лет личности. Данный вопрос, так же как и проблема материнства в целом, также требует дополнительного рассмотрения и структурирования имеющихся данных. Именно недостаточная изученность и систематизированность данных по данному вопросу и обусловили выбор темы нашего исследования.
Целью нашей работы является исследование особенностей и основных направлений социальной работы с беременными женщинами в возрасте от 35 до 40 лет.
Предметом исследования: специфика социальной работы с беременными женщинами в возрасте от 35 до 40 лет.
Объект исследования – беременные женщины в возрасте 35-40 лет, а так же женщины ожидающие первого, второго, третьего ребенка, женщины, только планирующие стать мамами и будущие матери-одиночки.
Гипотеза исследования: существуют различия в восприятии будущего ребенка и подготовленности к родам: восприятие образа будущего ребенка и ценностные ориентации беременных женщин отличаются в зависимости от возраста беременной женщины: женщины в возрасте 35-40 лет будут более подготовленными к рождению ребенка и женщины, ожидающие не первого ребенка (35-40 лет), будут более адекватно воспринимать образ будущего ребенка и являются более подготовлены к рождению малыша, нежели молодые женщины или женщины не имеющие детей.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.провести анализ научной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам материнства и рассмотреть психологические особенности беременных женщин, находящихся на разных сроках беременности, определить особенности развитие беременности в норме и патологии;
2.согласно литературным данным определить проблемы поздней беременности (после 35 лет) и социальная работа с женщинами в возрасте от 35 до 40 лет;
3.провести эмпирическое исследование процесса становления готовности к рождению малыша и образа будущего ребенка у молодых беременных женщин, а так же у женщин в возрасте 35-40 лет;
4.рассмотреть структуру, содержание и возможности социальной работы с беременными женщинами в возрасте от 35 до 40 лет.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, проведение психодиагностических методик);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, обработка полученных в ходе исследования данных.
Для достижения цели и подтверждения гипотез исследования, были подобраны следующие диагностические методики:
1.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;
2.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова);
3.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Балашовой Т.И.);
4. Методика диагностики самооценки психических состояний (Айзенк);
Методологической основой исследования явились принципы системного и деятельностного подходов (П.К.Анохин, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.). Теоретической основой явились положения, разработанные в трудах М. Арнольда, Н. Гилфорда, Ч. Джеймса, Л. Лазаруса, 3. Фрейда, К. Левина. А также в своем исследовании мы опирались на работы в области перинатальной психологии современных исследователей Е.А Климовой, И.В. Добрякова, Н.П. Коваленко, Н.В. Боровиковой и на теоретические положения физиологов И.П. Павлова, А.Н. Ухтомского, Н.В. Введенского и др.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что изучение специфики и направлений социальной работы с беременными женщинами в возрасте 35-40 лет выделено в качестве самостоятельного предмета исследования. Нами были рассмотрены проблемы материнства в целом и особенности беременных женщин в отечественной и зарубежной психологии, выявлены сложности поздней беременности и рассмотрена специфика социальной работы с беременными женщинами в возрасте 35-40 лет. В экспериментальной части исследования мы смогли выяснить, что женщины в возрасте 35-40 лет более подготовлены к рождению ребенка во всех аспектах, чем молодые мамы.