Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социальной работы с преподавателями средней школы с синдромом эмоционального выгорания 8
1.1Подходы к изучению феномена эмоционального выгорания 8
1.2Влияние профессии на психическую жизнь человека, профессиональная деформация 19
1.3Формирование синдрома эмоционального выгорания как следствие
напряженной коммуникативности деятельности педагога (предпосылки возникновения). Симптомы эмоционального выгорания 25
1.4Профессионально важные качества преподавателя средней школы 33
Выводы по главе 1 48
Глава 2.Эмпирическое исследование особенности социальной работы с преподавателями средней школы с синдромом эмоционального выгорания 50
2.1 Обоснование выбора методик 50
2.2 Проведение диагностики и интерпретация результатов 51
2.3Методика социальной работы с преподавателями средней школы с синдромом эмоционального выгорания 61
2.4Проведение контрольного эксперимента и анализ полученных
данных 72
Выводы по главе 2 80
Заключение 82
Список литературы 86
Приложение
Список литературы
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб., 2004
2.Абрамова С.Г. «Психология о управлении и для управления», М,1998г.
3.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Программа курса. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий. М., 2004
4.Альбуханова-Славская К.А.. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999г., с.240.
5.«Анатомия и физиология нервной системы»; доцент, кандидат медицинских наук С.С.Тверская; Издательский Дом Российской Академии Образования;2003
6.Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276.
7. Асмолов А.Г. «Психология личности».М.,2000г.
8.Бодров В.А. Профессиональная пригодность и личность профессионала /в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003 г.
9.Бойко В.В. «Эмоциональное выгорание», М.1995
10.Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.-208с.
11.Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций.– М.: Педагогика, 1988.
12.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005.
13.Выготский Л.С. « Проблемы психологии», М. 1979
14.Гринберг Дж. Управление стрессом.7- е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496с
15.Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88
16.КаменюкинА., Ковпак Д. Антистресс – тренинг.- СПб., 2004.
17.Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983
18.Китаев-Смык Л.А., Боброва Э.С. Социально-психологические проявления стресса и синдром «выгорания личности» // Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. – М., 1989. – С.24-25.
19.Климов Е.А.. Введение в психологию труда. М., 1988 г., 200 с.
20.Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М. , 1996 г., с.145-204
21.Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания // Дис… канд. психол. наук. Л ., 1980 г.
22.Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967.
23.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
24.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
25.МКБ-10: Z73 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».
26.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
27.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
28.Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопр. психологии. 1987. №5.
29.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко / по материалам интернет-сайтов
30. Митева И.Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005.
31.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
32.Мюнстрберг Г. Психология и учитель. –М., 1997.
33.Мясищев В.Н. Работоспособность и болезни личности 1/ Невропатология, психиатрия и психогигиена. Т I Вып. 9-10 1935.
34.Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
35. Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики»,М.1999
36.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования (Сост. Е.И. рогов. М. 2000).
37.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М. 2001.
38.«Популярная медицинская энциклопедия»; издательство «Советская энциклопедия»;1991
39.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002.- 694 с.
40.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж.«Психологическая наука и образование» 1998, №2.
41.«Психодинамические факторы профессионального выгорания», канд. мед. наук Куликов А.И., Санкт-Петербург., 2007г.
42.Психология профессионально обусловленных кризисов: [монография]Э. Сыманюк; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т.-М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 319 с.
43.«Психопрофилактика стрессов»; А.Б.Леонова, А.С.Кузнецова; издательство Московского Университета;1993
44.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //Психол. журн. – 2002. – №3. – С.85-95.
45.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001.
46.Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания.- 12 января 2005 / по материалам интернет-сайтов.
47. Селье Г. «Теория стресса», М. 2000г
48.Семейный научно-популярный журнал «Здоровье»; издательство «Здоровье»; ноябрь 2001; «Менеджер своего стресса»; Н.Коршунова, И. Климовская; январь-февраль 1999; «Изгнание стресса»; О. Зедайн; март 2004; «Медитация»; С. Чечилова
49.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с. – 113-148
50.Синдром эмоционального выгорания (лекция). Под. ред. П.И. Сидорова, д.м.н., профессор, академик РАМН, г. М., 2007г.
51.«Страхи и стрессы большого города»; Л.Лебедь издательство «Феникс»; 2004
52.Стресс: тихий убийца // ГЕО.--2003.- N5.- С.167-179.
53.Стресс на рабочем месте // Управление персоналом.--2003.- N9.- С.74 -
54.Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. -М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
55.Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.
56.Тревога и тревожность /сост.В.М. Астапова –СПб., 2001.-256с
57.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 2001
58.Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999, с. 442-453.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социальная работа с преподавателями средней школы с синдромом эмоционального выгорания
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время можно отметить, что система образования предполагает наличие у педагога определенных навыков и умений, требования к знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Особенно важным представляется исследование факторов, препятствующих гуманизации отношений в системе «педагог – ученик».
Бытует мнение, что синдром эмоционального выгорания оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Подобная профессиональная деформация мешает полноценному управлению воспитательным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива.
Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания.
Педагоги, постоянно сталкивающиеся со сложностями воспитания ребенка, капризами группы детей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от воспитанников, становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание.
При этом несущий бремя «груза общения» специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, – мишенью для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со