Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Изучение симптомов профессионального выгорания
Введение
Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским психологом Freudenberger в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Freudenberger занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение ("человек - человек").
Как пишет ряд авторов, существует очень много определений "burnout", но Freudenberger, автор идеи burnout, говорит, что профессиональное выгорание "является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Это, как он утверждает, сопровождается циничной установкой: "Зачем беспокоиться? Это не имеет никакого значения". Когда сотрудник выгорает, по какой-либо причине, он становится неэффективным в своих целях и действиях. [18, с.13]
Другой основоположник идеи выгорания, C. Maslach определяет это понятие как "синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам". Доктор Maslach подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее "эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением".
Выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации - стадии истощения. Все же, момент, когда стресс переходит в выгорание, ясно не определен. Selye (Селье) определяет общий адаптационный синдром как наличие признаков стресса во всем теле, которые развиваются через определенное время. (Понятие общего адаптационного синдрома прямо противоположно понятию специфической адаптационной реакции, введенному Mason. Более подробная информация об этом содержится в изданиях, указанных в конце этой главы). На стадии истощения индивидуум неспособен к какому-либо приспособлению или сопротивлению. Медсестра, вероятно, будет истощена и склонна к развитию физических симптомов типа головных болей, гипертонии, и стрессогенной язвенной болезни. [25, с.23]
Профессиональное выгорание – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие воздействия продолжительных профессиональных стрессоров средней интенсивности. Больше всего от профессионального выгорания страдают представители так называемых коммуникативных (сервисных) профессий: преподаватели, врачи, медсёстры, руководители, психологи, консультанты, продавцы, агенты и т.д.
Главной причиной развития этого синдрома являются эмоционально затруднённые или напряжённые отношения в системе «человек – человек», особенно в том случае, если коммуникации отягощены когнитивной сложностью, т.е. необходимостью решать сложные интеллектуальные задачи. Чем чаще и продолжительнее подобные контакты с подчинёнными, клиентами, подопечными – тем выше риск «заработать» синдром профессионального выгорания. [25, с.28]
Существует несколько научных моделей синдрома. Наиболее распространённой является трёхкомпонентная модель, в соответствии с которой синдром профессионального выгорания включает в себя три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Целями данной курсовой работы являются исследования теории эмоционального и профессионального выгорания и практическое исследование аспектов профессионального выгорания на примере работников Клинического онкологического диспансера г. Волгограда.
Объект исследования
Коллектив медработников отделения анестезиологии и реанимации Клинического онкологического диспансера г. Волгограда.
Методы исследования
1) Теоретический анализ,
2) Констатирующий эксперимент.
Методы психодиагностики
1. СМОЛ (Сокращенный Многопрофильный Опросник Личности)
2. Шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Д.Спилбергера.
3. Шкала депрессии.
4. Шкала профессионального стресса
5. Методика «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко
Выборка
Исследование проводилось в отделении анестезиологии и реанимации Клинического онкодиспансера г. Волгограда среди 30 профессионалов, проработавших в данной сфере 5-10 более лет. Они отвечали на вопросы тестов в начале рабочего операционного дня. Всем врачам-анестезиологам и медсестрам предстояло принять участие в сложных хирургических операциях.
Гипотеза
Личностные особенности медработников являются внутренними факторами, способствующими возникновению и формированию синдрома эмоционального выгорания.
Методологичекая основа исследования
1. Теория Г.Селье.
2. Деятельностный подход С. Рубинштейна.