Содержание:
Оглавление
Введение 4
Глав 1. Ярославская иконопись в культурно-исторической ситуации начала XVII века 7
1.1. Сакральная среда формирования, распространения и реализации религиозного опыта ярославцев в начале XVII века 7
1.2. Ярославская школа иконописи начала ХVII век: локальные традиции и новаторство 22
Глава 2. Ярославские иконы как религиозный опыт начала ХVII века 33
2.1. Ярославские иконы начала ХVII века: особенности стиля 33
2.2. Ярославские иконы в литературе ХVII века 46
Заключение 53
Список использованной литературы 57
Приложение 63
Список использованной литературы
1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи (опыт историко-художественной классификации). Т.1.- М., 1963.
2. Белоброва О. А. Повесть о Черногорском монастыре // Словарь книжников и книжности Древней Руси.– Вып. 3: XVII в., Ч. 3.– СПб., 1998.– С. 237–240.
3. Белокуров С.А. Деяние московского собора 1649 года. Вопрос об единогласии в 1649–1651 гг. // Чтения В Обществе Истории И Древностей Российских.- М., 1894. Кн. 4. Отд. 3.
4. Берман Б. И. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия) // Художественный язык Средневековья. - М., 1982. С. 162.
5. Блажевская С. Е. Церковь Богоявления в Ярославле. - М., 2002;
6. Блажевская С. Е. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - Ярославль, 2002-2004.
7. Болотцева И. П. Статьи и исследования. - Ярославль, 1996.
8. Болотцева И. П. Ярославская иконопись второй половины XVI–XVII века: Дис. … канд. искусствоведения.– Л., 1984. – С. 83-88.
9. Болотцева И. П. Ярославская иконопись второй половины ХVI–ХVII веков. Ярославль, 2004.
10. Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII - начала XVIII века. М., 1969.
11. Бусева-Давыдова И. Л. Новые иконографические источники русской живописи XVII в. // Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл художественного образа. М., 1993.
12. Бусева-Давыдова И.Л. О так называемом «обмирщении» русского искусства XVII века // Филевские чтения.- М., 1993. Вып. 7. С.18–32.
13. Вахрамеев И. А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Ильи в г. Ярославле. - Ярославль, 1906.
14. Горшкова В.В., Добрякова О.И., Полознев Д.Ф., Рутман Т.А. Религиозный опыт прихожан русского города XVII – первой четверти XVIIIвека (по материалам историко-культурной хроники приходской жизни Ярославля) // Человек между Царством и Империей. Материалы междунар. конф. «Человек между Царством и Империей: культурно-исторические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив».- М., 2003. С. 429–452.
15. Горшкова В. В. Иконы Толгской Богоматери со «Сказанием» в музейных коллекциях Ярославля // Сообщения Ростовского музея.– Вып. 5.– Ростов, 1993.– С. 94-95.
16. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: Каталог.– М, 1964. - С. 24 (№ 55)
17. Дадианова Т Икона «Толгская богоматерь» – трофей из Алании // Ярославская культура. – 2002.- № 1-2.- С.17-18.
18. Данилова Л.В. Мелкая промышленность и промыслы в русском городе во второй половине XVII – начале XVIII в. (по материалам г. Ярославля) // История СССР. - 1957.- № 3. С. 88.
19. Добровольская Э. Д. У истоков каменного посадского зодчества Ярославля (церковь Рождества Христова) // Культура средневековой Руси. - Л., 1974.С.89-97.
20. Добровольская Э. Д., Гнедовский Б.В. Ярославль. - Тутаев. М., 1981.
21. Добрякова О. И., Полознев Д. Ф. О концепции «Словаря ярославцев XVII века» // Международная конференция «Румянцевские чтения».-М., 2005 .С.14.
22. Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. - М.:, 1997.
23. Игошев В.В. Исследование техники, технологии и стиля произведений ярославских серебряников XVII–XVIII вв. // Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация - М., 1989. Вып.12. С.118–145.
24. Икона и фреска: Метод. указания / Авт.-сост. В. М. Варламова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2003.
25. Иконопись остается символом современного Ярославля //Российская газета - Верхняя Волга.- 2008.- №4659. - С.2.
26. Иконы Ярославля ХIII- ХХ веков из собрания Ярославльского Художественного музея/ О.Б,Кузнецов и А.И. Федорчук.- М., 2003.Кат №5.
27. Иконы Ярославля ХIII- ХХ веков из собрания Ярославльского Художественного музея/ О.Б,Кузнецов и А.И. Федорчук.- М., 2003.Кат №6.
28. Иконы Ярославля ХIII- ХХ веков из собрания Ярославльского Художественного музея/ О.Б,Кузнецов и А.И. Федорчук.- М., 2003.Кат №8.
29. Иконы Ярославля 13–16 веков. - М., Северный паломник.- 2002.- № 2.- С. 30-31.
30. Казакевич Т. Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М., 1980.С.24-26.
31. Кравченко А. С., Уткина А. П. Икона.- М., 1993.
32. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX в. - М., 1983.
33. Крылов А. П. Церковно-археологическое описание г. Ярославля. - Ярославль, 1860.
34. Лазарев В.Н Русская иконопись от истоков до начала ХVI века.- М., 2000.
35. Лебедев А. Н. Храмы Власьевского прихода в г. Ярославле. - Ярославль, 1877.
36. Лебедев А. Н. Ярославский Казанский женский монастырь.– Ярославль, 1864. – С. 6; Лебедев А. Н. Храмы Крестовоздвиженского прихода в Ярославле.– Ярославль, 1879. – С. 3.
37. Лествицын В. И. Краткий путеводитель по церквам г. Ярославля.- Ярославль, 1887.
38. Лествицын В. И. О личности храмоздателя Ярославской Надеинской церкви // Ярославский государственный вестник - Ярославль, 1884. Ч. Неоф. № 8.- С.37-39.
39. Лествицын В.И. Изучение литературы ярославских церквей // Ярославские епархиальные ведомости.- 1874. - № 44.
40. Маров В.Ф. Ярославль: Архитектура и градостроительство.- Ярославль, 2000.
41. Масленицын С. И. Ярославская иконопись: [Альбом].– М., 1973; 2-изд., доп.– М., 1983. – С. 30-31 (№ 43-45).
42. Оловянишников Н. П. История колоколов и колокололитейное искусство.- 2-е изд.. - М., 2003.
43. Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. - Новосибирск, 1998.
44. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
45. Первухин Н. Г. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. - Ярославль, 1913; Он же. Церковь Богоявления в Ярославле.- Ярославль, 1916.
46. Плюханова М.Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII века // Художественный язык Средневековья. - М., 1982. С.184–200.
47. Повесть о чудотворной Смоленской иконе Божия Матери, называемой Одигитрия, и о создании монастыря, в трех верстах от города Ярославля, за Волгою рекою во имя Ее // Ярославские епархиальные ведомости Ч. неофиц.– 1977.– № 6.– С. 41–46.
48. Полознев Д.Ф. Историко-культурное значение ярославских сказаний о чудотворных иконах XVII века // Международная конференция «Румянцевские чтения» - М. 2007. С.56-59.
49. Полознев Д.Ф. Русская православная церковь в XVII веке // Православная энцикло-педия: Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 81–100.
50. Попадюк С. С. Структурные особенности храмов «Ярославской школы» // Краеведческие записки. - Ярославль, 1991. Вып. 7. С. 89-103.
51. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности.- Ярославль, 1901.
52. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. - 1995. - № 3.- С.27.
53. Пятницкий Ю. А. Московский Кремль и Греко-русские связи ХVI–ХVII веков // Русская художественная культура ХV–ХVI веков. - М., 1998. С. 23–37.
54. Руди Т.Р. Два Сказания о чудотворных святынях Смоленского, что на Бору, монастыря под Ярославлем // Труды Отдела древнерусской литературы .. СПб., 2001. Т. 52. С. 368.
55. Рутман Т. А. О роли заказчика в искусстве Ярославля XVII века // Музеи в атеистической пропаганде. - Л., 1988.С.45-56.
56. Сказание вкратце о новом девичьем монастыре, что в Ярославле в остроге Большой Осыпи, и о чудотворном образе Пречистой Богородицы: Список с Казанского // Бычков Ф. А. Заметка о хронографе Феодора Петрова.– М., 1890.– С. 12–13.
57. Сказание о Грузинской иконе Божией Матери (в ярославской Рождественско-Богородицкой церкви) // ЯЕВ.– Ч. неофиц.– 1861.– № 35.– С. 338–340.
58. Сказание о иконе Пречистой Богородицы, честного ее Одигитрия, еще иначе нарицаемой Смоленская, и о создании монастыря во имя Ее // ЯЕВ.– Ч. неофиц.– 1892.– № 20.– С. 310–314.
59. Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богородицы XVII века / Публ. О. И. Шабасовой // Ярославский архив: Ист.-краеведч. сб.– М.; СПб., 1996.– С. 31.
60. Смирнов Я.Е. Библиотека ярославских купцов Лыткиных в первой половине XVII века (Проблемы историографического и источниковедческого изучения) // Чтения по истории и культуре древней и новой России. - Ярославль, 1998.С.187-193.
61. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках.- М., 2002.
62. Стоглав: Собор, бывший в Москве при великом государе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). - СПб., 1997.
63. Стремилов С. Икона – одна из форм откровения // Санкт-Петербургский университет.- 2003.- № 6-7.- С.С14.
64. Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль. - М., 1960.
65. Турилов А.А. Малоизвестные памятники ярославской литературы XIV-начала XVIII вв. (сказания о ярославских иконах) // Археографический ежегодник за 1974 год. - М., 1975.С.36-72..
66. Федорчук А. 101 икона из Ярославля // Наше наследие.- 2003.- С.14.
67. Филатов В. В. Изображение “Сказания о Мамаевом побоище” на иконе XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы . – Т. 16.– М.; Л., 1960.– С. 397–408.
68. Челобитная нижегородских попов, в лето 7144 // Чтения В Обществе Истории И Древностей Российских. М., 1902. Кн. 2. Отд. 4. С.18–31.
69. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени.- М., 1999.
70. Шабасова О. И. Ярославские сказания о чудотворных иконах в историко-культурной традиции края (XVII – начало XVIII в.): Дис. … канд. ист. наук/Яросл. гос. ун-т.– Ярославль, 1998.
71. Шабасова О.И. Страницы «золотого века» Ярославля. «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богородицы» XVII века // Ярославский архив: Историко-краеведческий сборник. - М.; СПб., 1996.С237-239.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Ярославская иконопись начала XVII века
Введение
Один из наиболее интересных и вместе с тем недостаточно изученных периодов – переходная эпоха от средневековья к новому времени в России. Можно предположить, опираясь на понятие менталитета, что существуют устойчивые компоненты носителей информации и столь же устойчивые компоненты самой информации, которые существенно не изменяются при передаче. Их опорные точки коренятся в самом типе культуры и поэтому, видимо, сохраняют известную стабильность .
Ярославль XVII века выступает своего рода эталоном русского средневекового города переходного периода. Он по праву считается одним из крупнейших центров ремесла, торговли и культуры в России XVII в. Неслучайно XVII столетие стало «золотым веком» в истории Ярославля - значимого культурного центра, в котором сложились собственные школы и стили в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве, книжно-литературные традиции. Социокультурные процессы, происходившие в России в это период, нашли яркое воплощение в истории Ярославля. Особо значительно развитие религиозного и социального сознания, что отразилось в церковной живописи, в росте храмового строительства, в значительном количестве созданных икон и циклов фресковых росписей, в комплексе литературных произведений церковных жанров. Истории ярославских святынь, строительству храмов, иконописи, монументальному и прикладному искусству посвящено немало трудов (А.П.Крылов, В.И. Лествицин, Г.Преображенский, Н.П.Оловянишников, Г.В.Брюсова, С.И.Масленицын, В.В.Игошев, С.Е.Блажевская и др.).
Наибольшее количество работ как в XIX, так и в XX веке посвящено различным вопросам храмового строительства в Ярославле (А.Н. Лебедев, И.А.