Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Внешнеэкономические связи России и Японии на рубеже ХХ-ХХI вв: проблемы и перспективы развития.
На страны Азии приходится около четверти внешнеторгового оборота России. Большинство этих стран являются давними традиционными торговыми партнерами России, со многими из которых экономические связи не ограничиваются взаимной торговлей, а дополняются экономическим и техническим содействием России в сооружении на их территории объектов капитального строительства, а также научно-техническим и военным сотрудничеством.
Более 70% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия придает большое значение укреплению своих политических и экономических позиций в АТР.
Повышенный интерес. России к развитию экономических связей со странами АТР объясняется стремлением диверсифицировать географию своих внешнеэкономических связей, ориентированных в настоящее время прежде всего на Запад. На рынках западных государств сбыт многих видов российской экспортной продукции затруднен ограниченными рамками их импортных потребностей и высоким уровнем конкуренции.
Другим фактором, определяющим стремление России интенсифицировать свои торгово-экономические отношения со странами АТР, является желание активно подключить экономический потенциал России, и прежде всего ее восточных районов, к развитию хозяйственных связей с наиболее динамичной частью мирового хозяйства, которой является названный регион. Рынки многих государств этого региона, демонстрирующих высокие темпы экономического роста, обладают благоприятными потенциальными возможностями для расширения российского экспорта и получения по импорту широкой номенклатуры жизненно важной для экономики России продукции.
Интенсификация экономических связей со странами АТР, где сосредоточен ряд крупнейших в мире финансовых центров, может также открыть для России новые возможности как в получении заемных средств, так и в привлечении в российскую экономику зарубежных инвестиций.
Наконец, следующий фактор, который диктует необходимость ускоренного развития связей России со странами АТР, — это транспортные проблемы. В результате потери морских портов на
Балтике и Черном море, прямых выходов к прежним железнодорожным и автотранспортным пропускным пунктам перевозки даже резко упавших объемов экспортно-импортных грузов в западном и южном направлениях стали весьма узким местом в ВЭД России. В силу этого Россия вынуждена переориентировать все большую часть потоков экспортно-импортных грузов на дальневосточные порты.
В настоящее время страны АТР являются единственным регионом мира, с которым Россия стабильно увеличивает объем торговли: на его долю приходится почти 15% внешнеторгового оборота России.
Наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и Республика Корея (Южная Корея). Достаточно весом товарооборот России с Сингапуром и Таиландом. Объем торговли с другими странами региона заметно ниже.
Товарная структура российского вывоза в страны АТР имеет определенные позитивные отличия от структуры общероссийского экспорта. В этом экспорте гораздо ниже доля топливных товаров (последние представлены практически только каменным углем) и выше доля машин и оборудования. В нашем вывозе в страны АТР весомо представлены также химические товары (особенно удобрения), черные, цветные, редкие и драгоценные металлы, лесные товары, морепродукты.
Структура ввоза из этих стран мало отличается от общего импорта России: машины и оборудование, одежда, обувь, текстиль, бытовая электроника, продовольствие, хотя доли этих товаров в импорте заметно колеблются по странам. Прослеживается закономерность — чем выше доля централизованной торговли с той или иной страной, тем больше завозится из нее товаров производственного назначения (Япония, Южная Корея), чем ниже — тем существенней доля потребительских товаров (Китай, Гонконг, Таиланд).
В июне 2000 года Президент России Владимир Путин утвердил «Концепцию внешней политики Российской Федерации», документ, представляющий собой целостную систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России на обозримую перспективу. В этом документе была дана комплексная оценка политической и экономической ситуации, в которой Россия оказалась к концу ХХ столетия, а также сформулированы важнейшие национальные приоритеты во внешнеполитической деятельности в начале ХХI века [1]. В число таких приоритетов была включена необходимость ускоренного развития Россией торгово-экономических и финансово-инвестиционных связей с государствами Азии, которая, в свою очередь, была охарактеризована в «Концепции» как один из наиболее динамично развивающихся регионов в мировой экономике.
Актуальность этой задачи усиливалась в частности необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, имеющих критическое значение не только для перспектив экономического развития России, но, фактически, для будущего Российской Федерации в целом.
Действительно, общеизвестно, что эта часть Российской Федерации обладает несметными природными богатствами, такими как нефть, природный газ, лес, руды цветных и черных металлов, рыба и морские продукты. Хорошо известно также и то, что значительный объем экспорта этих товаров, в первую очередь энергоносителей, позволил России выстоять в самые трудные годы после распада СССР, характеризовавшихся беспрецедентным по своей остроте экономическим и социальным кризисом, и избежать полного экономического краха. Более того, даже сейчас, после того как в России возобновился экономический рост, а его ежегодные темпы в последние три года составили в среднем вполне респектабельные 5— 6%, основу российских валютных и бюджетных доходов по-прежнему составляет экспорт нефти, природного газа и металлов, производимых в основном в районах Сибири и Дальнего Востока.
С другой стороны, экономика этих районов, если исключить из нее энерго— и сырьедобывающие и экспортирующие отрасли, пребывает в депрессивном состоянии, и характеризуется низким доходами населения и высоким уровнем безработицы. Среди многих следствий подобного положения — обостряющейся демографический кризис в Сибири и особенно на Дальнем Востоке. В этих районах наблюдается непрекращающееся сокращение и без того небольшого местного населения, сопровождающееся растущими размерами нелегальной иммиграции из сопредельных стран. Если эти негативные демографические процессы не будут остановлены и повернуты вспять, Россия может оказаться в едва ли не катастрофической ситуации уже через одно, максимум два десятилетия. Фактически она может утратить национальный суверенитет над этими богатыми природными ресурсами районами, причем отнюдь не в результате каких-то международных интриг или внешнего конфликта. К этому следует добавить и то, что на протяжении уже целого ряда лет наблюдается катастрофическая нехватка новых инвестиций в местную экономику. Осознавая масштабы этой национальной угрозы, Президент Путин поставил задачу нейтрализовать действующие негативные тенденции в экономике и народонаселении путем осуществления срочной и эффективной программы экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Вместе с тем вполне очевидно, что в обозримом будущем, Россия будет не в состоянии осуществить такую программу, полагаясь лишь на собственные финансовые ресурсы и технологический потенциал. По существу нельзя сколько-нибудь реалистически рассчитывать на достижения прорыва в тяжелейшей экономической ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке без активного развития хозяйственного сотрудничества с государствами Азиатско-тихоокеанского региона в целом, и с теми из них, которые находятся в Северо-Восточной Азии в особенности.
В то же время доля этих стран во внешнеторговом обороте России продолжает оставаться на уровне ниже 10% на протяжении уже многих лет, тогда как доля России в региональном товарообороте устойчиво пребывает на уровне менее 1%. Вполне логичным поэтому явилось то, что вышеупомянутая «Концепция внешней политики Российской Федерации» объявила развитие экономических отношений России с ее соседями по АТР одной из первостепенных национальных задач.
Объектом и предметом исследования являются основные тенденции внешнеэкономических связей России и Японии, перспективы развития этих связей. Объектом является развитие внешнеэкономических связей России и Японии и их экономические основы. Предметом изучения является состояние и проблемы развития внешнеэкономических связей России и Японии, их различные формы и основные тенденции.
Целью данной дипломной работы является выявление перспектив развития внешнеэкономических связей России и Японии, а также факторы и резервы внешнеэкономических связей и пути их совершенствования и возможные перспективы.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) изучить особенности внешнеэкономических связей России и Японии на современном этапе:
2) выявить факторы, определяющие развитие этих связей;
3) рассмотреть перспективы и формы экономического сотрудничества между Россией и Японией.