Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Диагностика возрастных особенностей познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Познав самого себя,
никто не останется тем,
кто он есть
Т. Манн
«Диагностика возрастных особенностей познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. В современных условиях в качестве одной из задач педагогики является решение проблемы раннего выявления способностей детей. Она может быть решена более успешно, если будет психологически определена как выявление и диагностика таких индивидуальных различий, которые выступают в качестве предпосылок к успешному усвоению определенной системы знаний: усвоению и творческому выполнению конкретных видов профессиональной деятельности. Раннее выявление способностей детей, составляющих их потенциальные возможности, лежит в основе индивидуализации обучения и воспитания, может способствовать решению специальных вопросов их последующей профессиональной ориентации.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» плохая опора для следующего.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Проблемой диагностики и развития познавательной сферы детей занимались такие исследователи, как Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич, А.И. Савенков, А.В. Хуторской, Е.С. Белова, А.М. Матюшкин, Л.В. Матвеева, О.П. Котикова, В. Штерн и др. Вопросами формирования и развития способностей занимались В.Н. Дружинин, Б.П. Никитин, А. Бине, В.Д. Шадриков, Р.С. Немов, Т.И. Артемьев, Н.В. Кузьмина, В. Степанский, В.В. Давыдов и др.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Целью данной работы является диагностика особенностей познавательной сферы дошкольников старшего возраста.
Сформулируем гипотезу нашего исследования: использование современных методик диагностики позволяет в значительной мере выявить особенности познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста и оценить эффективность существующей системы организационно-педагогических условий с целью ее дальнейшего совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать понятие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об особенностях познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
3.Рассмотреть сущность и специфику психодиагностики познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
4.Провести необходимое экспериментальное исследование особенностей познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
Назовем методы исследования:
• Анализ литературы по данной проблеме;
• Диагностика особенностей познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Объектом этих исследований стали дошкольники детского сада "Чародейка", возрастом 6 лет. Предмет исследований – особенности познавательной сферы дошкольников старшего возраста.