Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Особенности психического развития леворуких детей"
С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным.
Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо до Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов), политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, Билл Клинтон, Джордж Буш), известных писателей (В. И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол Маккартни) и т. д.
Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось во II-й половине ХХ столетия. В 1970-е – 2000-е годы, как в нашей стране, так и за рубежом стали появляться многочисленные публикации (в том числе и монографического плана) по проблеме левшества (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Э. Г. Симерницкая; С. Спрингер, Г. Дейч и др.).
Работы по изучению левшества ведутся в разных аспектах. Многочисленные исследования посвящены статистике левшества в разных странах (Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина; S. J. Ellis et al.; A. N. Gilbert, C. J. Wysocki; S. Iwwasaki и др.). Разрабатываются различные теории происхождения левшества (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; M. A. Annet; U. Tan); дискутируется проблема наследования леворукости (D. A. Harkins, G. F. Michel; A. M. Keane; H. L. Koch; Melekian; B. J. Spiegler, G. H. Yeny-Komsyian; U. Tan, 1990; Y. Yetkin); изучаются психологические и психофизиологические особенности левшей (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Н. В. Искольдский, С. Б. Малых; В. А. Москвин, 1988; А. Л. Сиротюк; В. В. Суворова; R. A. Hick, P. J. Pellegrini; J. E. Orme), связь левшества с определенными соматическими и нервно-психическими заболеваниями (А. П. Чуприков; С. Е. Казакова; С. И. Михайленко; A. Shimuzu; M. Tyler) и т. д.
Тем не менее, и в современной литературе существует много противоречий относительно психологических особенностей леворуких и, в частности, особенностей психического развития леворуких детей, така как особое значение приобретает проблема левшества в возрастном аспекте.
Лишь в 1980-е годы стали появляться данные о вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой для выполнения повседневной деятельности (М. М. Безруких; А. П. Чуприков). Показано, в частности, что «традиционное» переучивание в раннем детском возрасте может привести к так называемому декстрастрессу, который оказывает негативное влияние на детскую психику.
Ряд исследований, проведенных в последние десятилетия у нас и за рубежом, убедительно свидетельствует о тесной связи леворукости с определенными психологическими свойствами (В. А. Арапетянц; М. М. Безруких; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Н. В. Искольдский, С. Б. Малых; С. Е. Казакова; И. Макарьев; В. А. Москвин; А. Л. Сиротюк; С. Спрингер, Г. Дейч; В. В. Суворова; Е. Д. Хомская; M. A. Annet; R. A. Hick, P. J. Pellegrini; J. E. Orme; U. Tan, M. Tan и др.), в частности, с особенностями психической и психоэмоциональной сферы.
В контексте рассматриваемой нами проблемы особое внимание уделено литературным данным, касающимся эмоциональных особенностей леворуких детей старшего дошкольного возраста, хотя, как отмечалось ранее, число исследований, касающихся именно этой возрастной группы, относительно невелико.
Литературные данные свидетельствуют о том, что дети – левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей (Э. М. Александровская). Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки
Имеются сведения о том, что важно определить ведущую руку перед школой, и что многие родители до сих пор пытаются переучивать своих леворуких детей; что в будущем это может оказать влияние на познавательные способности леворукого ребенка; что переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, привести к серьезным нарушениям здоровья и осложнить процесс адаптации к школе.
М. М. Рыбаков показал, что фактор переучивания (декстрастресс) является психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей, проявляющийся в усилении раздражительности, вспыльчивости, несдержанности, появлении ночных страхов, заикания, энуреза.
Ученые полагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние декстрастресса на здоровье и формирование личности, снизят риск нарушений физического и психического здоровья (В. А. Арапетянц; М. М. Безруких; Е. В. Будыка; А. Ю. Егоров; И. Макарьев; А. Л. Сиротюк; Е. Д.Хомская и соавт.).
Условия воспитания в семье оказывают сильное влияние на физическое и психическое здоровье ребенка. Очень часто нарушение здоровья углубляется, а школьные трудности усиливаются в результате неправильной тактики поведения родителей и их чрезмерных требований. Более того, нервные срывы родителей (и совсем не редко воспитателя, учителя!) в виде окрика, наказаний, различного рода лишений, бесчисленных замечаний отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе, уверенности в способности преодолеть трудности.
Все эти данные свидетельствуют о важности изучения особенностей эмоциональной сферы леворуких как в плане теоретических исследований общей психологии, так и прикладных психолого-педагогических аспектов.
Актуальность выбранной нами темы исследования определяется:
1.Неоднозначностью и противоречивостью литературных данных, касающихся особенностей психической сферы леворуких.
2.Относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у детей старшего дошкольного возраста.
3.Отсутствием строгого количественного анализа эмоциональных проявлений у старших дошкольников.
Цель исследования: изучение особенностей психического развития леворуких детей.
Объект исследования: развитие леворуких детей.
Предмет исследования: особенности психического развития леворуких детей.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и оценить современное состояние исследований проблемы леворукости у детей в психолого-педагогической литературе;
2. выявить особенности психического развития леворуких детей;
3.определить направление коррекционно-развивающей работы при леворукости.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор системы теоретических методов: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
Теоретической и методологической основой исследования явились: концепция функциональных блоков мозга А. Р. Лурия; современное состояние проблемы функциональной асимметрии мозга (Е. Д. Хомская; С. Спрингер, Г. Дейч; В. Л. Бианки) и проблемы левшества (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; В. А. Москвин; А. П. Чуприков; M. A. Annet).