Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности взаимодействия следователя, органа дознания и сотрудников ГИБДД при расследовании ДТП
Введение
Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.
Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта, повлёкшее за собой дорожно-транспортное происшествие (ДТП), относится к преступлениям против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Определяющим моментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия, указанные в законе, к которым относятся: причинение смерти или телесных повреждений людям; повреждение транспортных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсутствии таких последствий наступает административная ответственность.
Все ДТП подразделяются на следующие типы:
столкновение; опрокидывание; наезд; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на гужевой транспорт; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, падение груза из кузова и т. д.).
Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц - пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.
Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.
Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом и другим механическим транспортным средством.
Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это - результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.
Быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение виновных - одна из задач уголовного судопроизводства, которая конкретизируется в обязанностях следователя и органа дознания принятия мер к установлению события преступления и лиц, виновных в его совершении. Важным условием реализации этой публично-правовой обязанности органов расследования является взаимодействие следователя и органа дознания при раскрытии и расследовании преступлений.
Объем полномочий и характер деятельности этих органов неодинаков, и взаимодействие осуществляется каждым из них в рамках своей компетенции и только им присущими методами и средствами.
Различие в объеме полномочий, в характере деятельности и средствах ее осуществления исключает какое-либо вмешательство следователя в оперативную деятельность органа дознания.
Успешное решение задач, возникающих перед следователем при расследовании преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств, невозможно без его делового сотрудничества с другими подразделениями органов внутренних дел (ГИБДД, уголовным розыском, ОБЭП, ИЦ и иными службами), а также с такими государственными органами, как прокуратура, ФСБ, налоговая полиция, таможенная служба. Разумеется, степень участия перечисленных органов в расследовании данной категории преступлений различна. Это связано со спецификой их задач и компетенции. Необходимость координации деятельности названных служб и ведомств обусловлена наличием у них общих задач по борьбе с преступностью. Каждый из них в пределах своей компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сбор необходимой информации, проводит ее анализ, так или иначе реагирует на выявленные правонарушения. Нередко сам характер деяния предполагает необходимость согласованных действий различных служб и органов. Так, обще уголовные преступления, совершаемые с использованием авто- транспортных средств, бывают связаны с совершением других посяга¬тельств на государственную безопасность, государственные экономиче¬ские интересы и т. п.
Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле — это сотрудничество нескольких государственных органов в обеспечении законности и правопорядка в пределах конкретной террито¬рии. Такое взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия совместных документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются при¬оритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы; проведения совместных рейдов, проверок и т. д.
Под взаимодействием в узком смысле понимается координация дейст¬вий следователя с другими подразделениями органов внутренних дел и государственными органами по конкретным уголовным делам.
Целью данной дипломной работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП, а также взаимодействия следователя, органа дознания и сотрудника ГИБДД при расследовании ДТП путем реализации следующих задач:
1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;
2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;
3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования.
4. Выявить особенности взаимодействия следователя, органа дознания и сотрудника ГИБДД при расследовании ДТП.
При написании данной работы использовались различные учебно – методические, учебные материалы, а также периодическая литература, раскрывающая особенности взаимодействия следователя, органа дознания и сотрудника ГИБДД при расследовании ДТП.