Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблема альтернативной реальности в романе В.В. Набокова «Защита Лужина»
Введение
Тема нашей работы – «Проблема альтернативной реальности в романе В.Набокова «Защита Лужина». Роман был написан в 1930 г. и был принят с интересом и русскими эмигрантами, и зарубежными читателями. Именно в этом романе во многом отразились представления Набокова-Сирина о сущностных проблемах бытия человека, отношение к художест-венному творчеству, и экзистенциальный подход к оценке человеческой лич-ности, и сама проблема понимания устройства мира. Роман «Защита Лужи-на» во многом определил тематику и проблематику дальнейшего прозаиче-ского творчества писателя. Реакция критики, непонимание или явное иска-жение, заставили В.Набокова искать художественные пути выражения идеи человеческой личности и ее взаимоотношений с миров в различных аспектах и ракурсах. И, главное, в этом романе явно проявился основной «метод» - иг-ра, мистификация, мнимые галлюцинации, пародии, совмещенные в про-странстве одного произведения. Литературное творчество для Набокова – это «феномен языка, а не идей». И писатель играет, заставляя читателя и задумы-ваться, и ошибаться, ожидая традиционного хода, и угадывать в описаниях черты классической русской и зарубежной литературы.
В образе Лужина соединились черты интеллектуального гения и убогого беглеца от действительности, безумца, живущего в мире своих ил-люзий, и демиурга, создавшего собственный мир. Что-то в нем есть и от ми-фологических персонажей – героев, что-то от романтического бродяги, что-то от реалистического образа, стремящегося порвать с окружающей средой и не имеющего возможности этого сделать.
По свидетельству многих, сам Набоков был склонен ко всему ир-рациональному, необъяснимому, мистическому. Его «потусторонность» проявлялась не только в погружении в области подсознания (хотя психоана-лиз он «люто ненавидел»), но и в магическом умении видеть цвет, звук, дви-жение, силу, не доступные обыкновенным людям. Дар же его был в том, что он умел это воплотить в слове, в художественном образе, в сюжете.
Альтернативная реальность в литературе – явление, которое встречается достаточно часто в том или ином виде. К ней можно отнести традиционные приемы сна, видения, галлюцинации, характерные и для ро-мантического, и для реалистического подходов. Но в набоковском творчестве понятие альтернативной реальности имеет несколько иной смысл. Здесь словно объединены все возможные толкования этого понятия: от мифологи-ческого, потустороннего до модернистского, опирающегося на идеи Фрейда и Шопенгауэра, литературное решение проблемы Кафки и Джойса. Набоков использует альтернативный мир не для создания условий самораскрытия ге-роя, не для характеристики его глубинной сущности, конечно, не для занима-тельности произведения. Играя со словом, т.е. творя художественный мир, он творит и своего героя, который, в свою очередь, творит свой собственный мир и самого себя в нем. Мир шахмат в романе «Защита Лужина» живет по своим собственным законам и в итоге убивает своего создателя. Но явно видно, что истинным создателем и мира шахмат, и Лужина, и всей коллизии является автор самого произведения, который творит его по своей воле и же-ланию. Альтернативной реальностью оказывается не только «шахматное соз-нание» Лужина, но и сам мир литературы, следовательно, и сознание читате-ля, который этот мир воспринимает. А управляет всем этим В.Набоков, для которого художественное творчество – это, в первую очередь, игра, вдохно-вение, азарт созидания.
Поэтому цель нашей работы – рассмотреть особенности создания альтернативной реальности в романе В.Набокова «Защита Лужина», опира-ясь на представления об этом понятии, сложившиеся в различных сферах культуры. Мы проследим, какое содержание вкладывается в понятие «аль-тернативная реальность» (иррациональная, ирреальная) в культуре и науке (психология), какими приемами создается «параллельный мир» в литературе; основное внимание направлено на анализ проблемы альтернативной реаль-ности в произведении Набокова.
Пошаговый анализ текста «вслед за автором» дополнен критиче-скими работами литературоведов, изучавших творчество В.Набокова. Поэто-му в работе использованы, главным образом, статьи различных лет, опубли-кованные в периодической печати (журналы «Звезда», «Новое литературное обозрение» и др.) Образ Лужина рассматривается с двух позиций: экзистен-циальность образа и положение героя на границе двух реальностей. Также подробно исследуются персонажи, тесно связанные с аспектом альтернатив-ной реальности - жена Лужина и Валентинов.
Актуальность данной работы, на наш взгляд, заключается не только в литературоведческом анализе одной из центральных проблем твор-ческого метода В.Набокова, но и в значимости проблемы альтернативной ре-альности в современном мире.
В современной культуре явны тенденции к отказу, ограничению от реального мира. Связано это не только с традициями модернизма, опреде-лявшего во многом развитие литературы в XX веке, и постмодернизма; не только с кризисным состоянием современной российской литературы; не только с проблемой освоения той части русской литературы, которая долгое время была для российского читателя недоступна. По нашему мнению, про-блема альтернативной реальности присутствует сегодня в сознаний человека, а те экзистенциальные мотивы, которыми полна литература модернизма, ста-ли реалиями нашей сегодняшней жизни. В силу разных обстоятельств (от экономического до духовного, от личностного до общечеловеческого) инте-рес к возможности существования иной реальности сегодня обострен как ни-когда. Это связано и с научным поиском в области того, что всегда считалось суеверием, мистикой и не могло существовать в действительности; и с ду-ховным кризисом человечества, вынужденного искать пути выхода из ката-строфической бездуховности и приземленности существования; и с общим состоянием культуры, в которой ее низменная часть – массовая культура – стала определять общее положение в обществе. Причин того, почему совре-менный человек обращается к поиску иных реальностей, много. И одним из средств решения современных проблем является внимательное изучение того художественного наследия, которое оставлено нам писателями предыдущих поколений. Зрения художника способно выявить и обозначить проблему за-долго до ее явного «вступления» в мир людей. Поэтому роман В.Набокова «Защита Лужина» должен сегодня рассматриваться не только как талантли-вое художественное произведение «мастера иллюзий» Сирина, но и как пре-дупреждение о грядущей катастрофе, о саморазрушении личности, решив-шей строить свой мир на основе чистого разума, лишившей себя души.