Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Правовые средства обеспечения сохранности груза в договорах поставки и перевозки.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной, прежде всего железнодорожной, сетью транспортные договоры и их правовое регулирование представляют особую значимость. Отражением этого являются обширное транспортное законодательство и большое число споров между транспортными организациями и клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.
Основополагающие положения российского законодательства о транспортных договорах, призванные определять порядок перевозок в условиях рынка, изложены в части второй ГК, где имеются гл. 40 "Перевозка" и гл. 41 "Транспортная экспедиция". Однако эти главы кратки (всего 23 статьи), определяют лишь важнейшие условия транспортных договоров и содержат отсылки к специальным актам транспортного законодательства, которое включает систему законодательных актов о перевозках на отдельных видах транспорта, прежде всего транспортные уставы и кодексы.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. (УЖТ), Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (КТМ), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. (КВВТ), Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (ВК). Сохраняет свою силу также Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. (УАТ). В последующем эти акты были частично изменены и дополнены.
Деятельность любого субъекта гражданского права неразрывно связана с приобретением различных товаров путем заключения договоров купли-продажи. Исторически появлению договора купли-продажи предшествовал договор мены. "Обращение вещей (переход их из хозяйства в хозяйство) имело место еще до появления денег и представляло собой непосредственный обмен вещи на вещь (так называемую мену). Это соответствовало общим экономическим условиям общества, только что переходившего от натурального хозяйства к меновому. На смену указанной первоначальной форме меновых сделок пришел обмен товара на деньги (притом немедленный: купля-продажа за наличные). Дальнейшее развитие имущественных отношений привело к такому договору, когда немедленной передачи товара, с одной стороны, цены, с другой стороны, могло и не быть, т.е. стали заключать договор, по которому стороны принимают на себя взаимные обязательства: одна передать товар, другая уплатить за него цену".
Правовое регулирование купли-продажи дано в главе 30 Гражданского кодекса РФ. При этом законодатель дает как общие положения о купле-продаже, так и указывает виды купли-продажи, различающиеся между собой по различным основаниям (субъектному составу, объекту, цели заключения договора), выделяя тем самым договоры поставки, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятия. Однако не все перечисленные договоры являются торговыми. Для признания того или иного договора купли-продажи торговым необходимо выделить признаки торгового договора.
Во-первых, заключение торгового договора является средством продвижения товаров от изготовителей (а при приобретении сырья от предприятий, осуществляющих добычу и первичную переработку полезных ископаемых) к конечному потребителю: в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и (или) хозяйственных целей.
Во-вторых, сторонами торгового договора являются юридические лица и граждане-предприниматели. Договоры, заключенные гражданином и не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности (в том числе и договор розничной купли-продажи), по своей правовой природе не являются торговыми.
В-третьих, договор заключается по поводу движимых вещей, не изъятых из оборота, следовательно, договоры по поводу недвижимости не входят в число торговых.
В-четвертых, продавец товара действует в целях извлечения прибыли. Что же касается покупателя, то договор может заключаться им как для последующей перепродажи товара (т.е. приобретатель действует с предпринимательской целью), так и для удовлетворения собственных потребностей. При этом товар приобретается для целей, связанных не с личным использованием, а с обеспечением деятельности покупателя организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехника, транспортные средства, материалы для ремонтных работ, мебель для детского сада, сырье, оборудование и т.п.). Однако если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже, а не о договоре поставки.
При перевозках грузов все участники договора перевозки совершают действия, связанные с исполнением этого договора, и несут ответственность за надлежащее исполнение своих договорных обязанностей. Однако основной для транспортного права является, конечно, проблема ответственности перевозчика, ибо перевозимый груз передается в его ведение и перевозчик обязан доставить его в пункт назначения сохранным и в установленные сроки, а также выполнять указания грузовладельца в отношении транспортируемого груза.
Таким образом, вопрос об ответственности перевозчика возникает в трех случаях: во-первых, при несохранности доставленного груза, во-вторых, при просрочке в его доставке, и в-третьих, при нарушении перевозчиком других его обязательств по договору перевозки. Основания и пределы ответственности перевозчика в трех названных ситуациях имеют на отдельных видах транспорта особенности.
Предусматривая для предпринимательской деятельности более строгую ответственность, которая наступает независимо от вины предпринимателя (п. 3 ст. 401 ГК), Гражданский кодекс сохраняет на всех видах транспорта ответственность перевозчика за несохранность груза при наличии его вины, которая предполагается (п. 1 ст. 796 ГК). Это традиционное положение современного транспортного права, закрепленное также в ряде многосторонних транспортных конвенций, участником которых является Россия.
Таким образом, целью дипломной работы является определение сущности и содержания правовых средств обеспечения сохранности груза в договорах поставки и перевозки.
Указанная цель дипломного исследования обусловила постановку и решение следующей системы задач:
- представить юридическую природу поставки и перевозок грузов в Российской Федерации;
- определить особенности и виды договора перевозки грузов в законодательстве Российской Федерации;
- рассмотреть отдельные особенности и структуру договора поставки;
- отразить меры имущественной ответственности участников договоров перевозки и поставки в соответствии с нормами гражданского и транспортного права в Российской Федерации.
Теоретическую основу работы составили работы таких ученых как Суханова Е.А., Иоффе О.С., Суханова Е.А., Толстого Ю.К., Брагинского М.И., Новицкого И.Б., Витрянского В.В., Егиазарова В.А., Ляндреса М.В., Романец Ю.В., Толкушкина А.В., Братусь С.Н. и др.
Объектом данного исследования является способы и порядок обеспечения сохранности груза в договорах поставки и перевозки.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Такая структура, по мнению автора, позволила всесторонне рассмотреть теоретико-методологические и практические аспекты исследования правового регулирования сохранности грузов в договорах перевозки и поставки.