Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. 7
Теоретические подходы к проблеме
межличностных конфликтов в трудовом коллективе
1.1. Проблемы формальных и неформальных
организаций (социологический аспект)
1.2. Коллектив как социальная группа и этап развития
социальной организации
(социально-психологический аспект)
1.3. Межличностные и межгрупповые отношения в
социологической организации
Глава 2. 23
Сравнительный анализ социологического и
психологического подходов в понимании и разрешении
межличностных конфликтов в группе.
2.1. Статусы и социальные роли личности в социальной группе
2.2. Понятие конфликта в социологии и социальной психологии.
2.3. Конфликт как явление социальной жизни
2.4. Пути и способы разрешения конфликта
Глава 3. 49
Межличностный конфликт
в трудовом коллективе: опыт социолого-
психологического анализа
3.1. Анализ межличностных конфликтов
в трудовом коллективе
3.2. Модель конструктивного разрешения
типичного межличностного конфликта
в трудовом коллективе
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 59
Список литературы
1.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М., 1990. – С.54
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина. – 2-е изд., доп. – М.: Академия, 2003. – С.112 – 124,
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в иг-ры. – СПб., 1998.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 2- изд., пе-рераб. и доп. – М., 1999. – С.105 – 109.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
6. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984. – С. 24 – 26
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. – М., 1997
8. Емельянов С.М. Практикум по кнфликтологии. – СПб., 2000.
9. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.
10. Конфликтология/ Под ред. А.С.Кармина. – СПб., 1999.
11. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М., 1992.
12. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993.
13. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М., 1993
14. Кульминский А.А., Прокопенко Г.И. Общаться – значит убеждать. – М., 2005.
15. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – Л., 1991
16. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.,1996.
17. Мириманова М.С. Конфликтология. – М., 2003
18. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990.
19. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебн. пособие. – Ростов н/Д.:Феникс, 1997.
20. Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. – Киев, 1991
21. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без пораже-ния. – М.: Наука, 1990.
22. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996
23. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Минск, 1996.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Межличностные конфликты в трудовом коллективе: социолого- психологические аспекты анализа
Введение
Жизнь современного человека протекает в нескольких сферах: семья, работа, друзья, развлечения и интересы. Благополучие в них делает человека счастливым и удовлетворенным жизнью, неблагополучие заставляет переживать негативные чувства, испытывать тревогу, а иногда и страх. Постоянное напряжение приводит к хроническому стрессу и, как считают специалисты, к нарушениям и в физическом (болезни), и в психологическом планах. Возможность самореализации и полного самораскрытия для любого человека – это одна из важнейших жизненных задач, которая определяет во многом его взаимоотношения с миром.
Все возрастающий интерес к конфликту и специалистов-теоретиков, и практиков (психологов, социальных работников, специалистов по управлению и др.) имеет два основания. Во-первых, рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия уже является приметой нашего времени. Отсутствие взаимопонимания между людьми, насилие, агрессия, страх перед будущим делают проблему конфликта актуальной и важной. Во-вторых, конфликт в жизни и отношениях людей не всегда что-то негативное и неуправляемое. Конфликт, как взаимодействие, имеет свои законы и правила, пути разрешения, и знания о них необходимы всем тем, кому приходится постоянно взаимодействовать с другими людьми.
В коллективе конфликты неизбежны, поскольку жизнь организации имеет не только свои подъемы и спады, но и периоды роста и периоды стабилизации. А по законам диалектического развития любого объекта изменения, рост возможны только там, где существует противоречие, и через преодоление противоречий (закон единства и борьбы противоположностей) осуществляется само развитие. Конфликт вскрывает те области, в которых существует недостаточность, несовершенство, и позволяет выявить существующие проблемы до тех пор, пока они не принесли заметного ущерба всей организации.
Межличностные конфликты в современном российском обществе несколько качественно изменились, особенно в тех сферах, которые для человека наиболее важны. Возрастает их агрессивность, борьба не только ценностей и установок, но стремление к власти, к успешности за счет другого человека. В коллективе такие взаимодействия разрушают психологический климат, делают коллектив нестабильным, что, в конечном итоге, обязательно сказывается на успешности деятельности самой организации. Управление межличностными конфликтами – та сфера, которая является профессионально значимой для любого современного руководителя - от менеджера и учителя до руководителей крупных организаций и учреждений.
Цель нашей работы – рассмотреть особенности межличностных конфликтов в социологической организации и трудовом коллективе с точки зрения социологии и психологии конфликта и разработать модель их анализа и разрешения.
Проблемой является выявление особенностей социологического и психологического подхода к пониманию межличностных конфликтов в сфере делового общения и построение интегрированной модели анализа.
Объект исследования – отношения в трудовом коллективе.
Предмет исследования – особенности межличностных конфликтов и пути их разрешения с точки зрения социологии конфликта и психологии.
Исходя из объекта и предмета исследования, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности социологической организации, выявив конфликтогенные сферы ее функционирования;
2. сопоставить социологический и психологический подходы к пониманию конфликта в целом;
3. составить интегрированную характеристику межличностных конфликтов в трудовом коллективе;
4. построить модель анализа межличностного конфликта в трудовом коллективе и его разрешения.
Научная новизна и практическая значимость заключаются в следующем:
1. В теоретических источниках и в научно-популярной литературе, посвященной проблемам управления коллективом, межличностные конфликты
упоминаются, но подробно не рассматриваются либо рассматриваются только социологически.
2. Управление межличностным конфликтом - сфера преимущественно профессиональной психологии, поэтому требует специальных знаний и навыков, которые трудно использовать в деятельности менеджеров, т.к. достаточно простых практических рекомендаций нет.
3. Предложенная нами модель анализа и разрешения конфликтов включает в себя общую стратегию, этапы и конкретные методы действий руководителя (менеджера по персоналу или др.)
4. Модель может применяться в практике управления в любой ситуации межличностного конфликта, а принцип построения позволяет самостоятельно скорректировать ее под другие виды конфликтов.
Основой методики анализа предмета исследования являлось изучение теоретических источников и сопоставительный анализ подходов к пониманию межличностного конфликта в социологии и психологии с последующим синтезом полученных знаний в авторской модели.
В первой главе рассмотрены общие понятия социологической организации с определением сфер, в которых возможны конфликты.
Вторая глава посвящена особенностям межгрупповых и межличностных отношений
В третьей главе рассматриваются общие подходы к конфликту с точки зрения социологии и психологии, приводится анализ социальных характеристик личности в группе, а также описывается авторская модель анализа и разрешения межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
В работе использованы авторские учебные пособия по конфликтологии, социологии, психологии; труды известных психологов, монографические работы специалистов по управлению, научно-популярная литература, посвященная проблемам межличностных отношений.
В приложениях приводятся конкретные материалы, которые иллюстрируют или уточняют выдвинутые в тексте положения
Работа в целом представляет собой подробное рассмотрение особенностей межличностного конфликта в трудовом коллективе, путей его анализа и разрешения, содержит социологические и психологические материалы, а также разработанную нами модель анализа и разрешения межличностного конфликта в трудовом коллективе.