Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Комплексное обеспечение профилактики девиантного поведения в подростковой среде.
Введение.
Работая с подростками и старшеклассниками, школьный психолог сталкивается сегодня с проблема¬ми, сложность и глубина которых выходят далеко за рамки традиционных социально-педагогических задач, связываемых обычно с данным возрастом. В последние годы отмечается тревожная тенденция роста различно¬го рода социальных отклонений в подростковой и моло¬дежной среде. Ранняя профилактика этого явления тре¬бует комплексных мер в виде медико-консультативной, социально-психологической, консультативно-правовой и психотерапевтической помощи как самим подросткам, так и их родителям.
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых.
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е формальная жесткая логика овладает умом подростка. Именно так: не он овладает этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антонагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.
Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком.
Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.
Неприятности случаются у всех. Но только в сознании подростка даже самые маленькие неприятности и неудачи вырастают до грандиозных размеров, превращаются в трагедию.
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Отклоняющееся поведение присутствует в нашем обществе, и этого нельзя отрицать. С переходом к капиталистическому развитию страны она стала ещё более актуальной. Появились новые явления как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути.
На мой взгляд, основными видами девиантного поведения являются: алкоголизм, наркомания и токсикомания, сексуальные отклонения, самоубийства.
Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.
Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит.
Именно по этому цель нашей работы: анализ комплексного обеспечения профилактики девиантного (в частности, аддиктивного) поведения в подростковой среде.
Объект исследования - аддитивное поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования - социально-психологические факторы, приводящие к аддиктивному поведению подростков.
Цель выявление социально-психологических факторов, приводящих к аддиктивному поведению и определение степени эффективности коррекционной работы с группой подростков.
Этапы и Задачи исследования:
Подготовительный этап
• Изучение литературы по теме исследования.
• Теоретическое обоснование исследовательской работы.
• Разработка научного аппарата исследования.
• Подбор методов и конкретных методик, адекватных теме исследования.
• Определение базы исследования
Исполнительный этап
• Проведение констатирующего исследования, г
• Проведение коррекционной работы.
• Проведение контрольного исследования.
• Обработка полученных результатов
Итоговый этап
• Разработка выводов и рекомендация.
• Оформление работы.
Основная гипотеза: Программа «Второе возрождение» оказывает эффективное воздействие с учетом социально-психологических причин аддиктивного поведения каждого подростка.
Методы исследования
Основной метод - формирующий эксперимент
Теоретический метод
• Характерологический опросник по К.Леонгарду - Г.Шмишеку.
• Анкета по изучению социальных предпосылок потребления подростком наркогенных веществ.
• Анкета по выявлению мотивации употребления психоактивных веществ среди молодежи.
Практическая значимость
• Получение конкретных данных о социально-психологических факторах, приводящих к аддиктивному поведению учащихся школы №163 г.Самары
• Овладение автором работы умения по планированию, осуществлению, обработке результатов и оформлению материалов научного исследования.
• Разработка выводов и рекомендаций для психологов, работающих с подростками.
Структура работы:
Введение;
Теоретическая часть;
Практическая часть;
Выводы и рекомендации;
Заключение;
Список используемых источников;
Приложения.