Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Соц. исследование: "традиции в семье" их соблюдение
Введение
В России сейчас трудные времена во всех сферах жизни – производственной, общественной, а также личной, семейной. Разрушение привычного образа жизни, нестабильность, перегрузки, хронически изматывающий стресс, необходимость ухода из своей профессии по причине не выплачивания заработанной платы, постоянное чувство неудовлетворенности, депрессия – все это разрушает семьи и делает людей одинокими и обездоленными.
В семьях происходит ломка установленных традиций в отношениях между супругами. Можно с уверенностью говорить, что российская семья переживает кризис. Отношения между мужем и женой становится запутанными, излишне усложненными и часто носят характер взаимной конфронтации.
Социально-экономические преобразования породили и новые межличностные отношения, взгляды людей на личное, в том числе семейное счастье, которое долгое время считалось «женской темой», не заслуживающей серьезного внимания. Современный человек (без «поправки» на специфику личности мужчины или женщины) не только имеет право самостоятельно строить свою судьбу и семейную жизнь, но и активно использует это право. Он не хочет мириться с неполноценным браком, уродливыми отношениями в семье, активно добивается личного счастья.
Сегодня же повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Большинство современных ученых пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений.
Современное время можно с уверенностью назвать временем упадка общего уровня культуры граждан России. Широкая пропаганда насилия и жестокости преследует с экранов телевизоров, в прессе, а также в глобальной сети Интернет. Всё это ведет к тому, что молодежь формирует ложные ценности и абсолютно дизориентирована в отношении семейных и жизненных ценностей, устоявшихся годами. В условиях современного развития информационного общества нормы морали, традиции, религиозные и семейные устои теряют свою значимость.
Очень острой проблемой современной культуры и современного образования является проблема приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы объясняется тем, что в современном обществе имеются разные, зачастую диаметрально противоположные, точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования.
Многие забыли, что в религии и семейных ценностях находят отражение ценности общества, выражаются наиболее адекватные механизмы достижения целей, основанных на постулируемых ценностях; о том, что религию считают квинтэсенцией культуры. Закрепление религиозных постулатов в форме норм, традиций, обрядов делает религию универсальным инструментом культуры.
Исходя из вышесказанного актуальность выбранной нами темы исследования «Воспроизводство русских традиций в семье» не вызывает сомнений.
На наш взгляд традиции, как форма ценностей могут осуществлять ценностное единство семьи, нации, сохранять специфику этноса.
Традиционным культурным чертам принадлежит чрезвычайно важная роль: они фиксируют программу человеческих отношений и деятельности, «концентрированно выражают исторический опыт тех или иных этнических общностей. Подобно генетическим программам популяций они закрепляют, в частности, существенно важные для выживания этих общностей устойчивые, стабильные свойства как природной, так и этносоциальной среды».
Еще с конца 80-х годов начался бум интереса к комплексному подходу в осмыслении прошлого и настоящего. С введением в научный оборот таких понятий как культура повседневности, образ жизни, культурно-историческая парадигма, социодинамика культуры и т.п., выявился единый предмет социальной и культурной истории - ценностно-смысловой континуум общественного развития.
Проблемой изучения семейных традиций занимались такие авторы как:
Б. Малиновский: «… в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого». Л.П. Карсавин отличая это тяготение русских к проблемам мироздания, смысла жизни, метафизических ценностей. В статье «Восток, Запад, русская идея” он писал об умонастроении соотечественника: «Ради идеала он готов отказаться от всего, пожертвовать всем; усомнившись в идеале или его близкой осуществимости, являет образец неслыханного скотоподобия или мифического равнодушия ко всему».
М. Элиаде показал, что далеко не всё сохраняется длительное время в памяти коллектива или общества любого масштаба и отнюдь не в подлинном и постоянном виде. Культурная память поддерживает знание о значимых событиях, поучительном опыте, оценка которого производится с теми задачами и принципами, которые должны решить проблемы выживания, самосохранения, повышения степени сопротивляемости трудным обстоятельствам.
А.С. Панарин обращает внимание на духовные основы здорового предприимчивого консерватизма, если они уцелели; на сибирское и дальневосточное население России, где ещё, может быть, сохранились признаки немотствующего народа, связанные, в частности, с наследием старообрядчества: традиционное трудолюбие, аскеза и мораль, патриархальные предпосылки дисциплины и законопослушания, жажду духовной веры.
В.В.Форсова в своей статье «Православные семейные ценности» рассматривает 2 задачи: формулирование типологии семейных ценностей; разработку типологии православных семей с точки зрения их воцерковления как критерия, определяющего регулируемость семейно-брачных отношений со стороны православной системы семейных ценностей.
Также некоторые социологи проводили исследования и писали статьи по смежным темам, относящимся к традициям семьи.
Но, не смотря на имеющиеся в данной области исследования, работ по проблеме соблюдения русских традиций в семье недостаточно.
В связи с малым количеством прецедентов по этой теме – проведенное исследование является уникальным и имеет практическое значение для развития и привлечения внимания к теме соблюдения традиций в семьях.