Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Звуковой анализ и синтез у дошкольников с дизартрией
Введение
Исследования в области специальной педагогики свидетельствуют о том, что различные искажения слоговой структуры слова являются ведущим и стойким проявлением в структуре речевого дефекта.
Применение системно-структурного анализа к исследованию слогового состава слова у детей позволяет выделить следующие предпосылки, необходимые для его становления: оптико-пространственная ориентация, динамическая и серийная организация двигательных актов, ритмический темпинг.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Во многих исследованиях отмечалось, что восприятия
звуков речи и их воспроизведение - это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкин, И.М.Сеченов, П.И. Жинкин, Д.Б.Эльконин, И.Л.Зимняя. В.И. Бельтюков, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия) звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцентивном, артикулярном, акустическом. Чтобы овладеть нормальным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки на слух, иметь достаточно подготовленный для их произношения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, несмотря на то, что вопрос нарушения речи уже исследован многими учеными логопедами и дефектологами. Это и определило выбор темы нашего исследования: «Звуковой анализ и синтез у дошкольников с дизартрией».
Таким образом, целью нашей работы стало изучение особенностей слоговой структуры и функций звукового анализа и синтеза у детей с дизартрией.
Предметом исследования является сформированность слоговой структуры, функции звукового анализа и синтеза у детей с дизартрией.
Объект исследования: дети дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Гипотеза. Наше исследование строиться на предположении о том, что у детей дошкольного возраста с дизартрией отмечаются нарушения слоговой структуры, несформированность функций звукового анализа и синтеза, которые при правильном подборе коррекционных занятий и методов будут нивелироваться.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния слоговой структуры и звукового анализа и синтеза у детей с дизартрией;
2.рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос и определить основные понятия: дизартрия, причины дизартрии, анатомо-физиологические механизмы дизартрии
3.изучить особенности нарушений звукослоговой структуры слова у детей с дизартрией;
4. провести эмпирическое изучение слоговой структуры у детей с дизартрией;
5. рассмотреть методику логопедической работы детей - дизартриков.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: один из специализированных логопедических детских садов города для детей с нарушениями речи.
Были исследованы 15 дошкольников старшей группы детского сада со стертой формой дизартрии. Исследование проводилось в марте 2006г.
В написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., Хватцев М.Е. и др.