Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности фонематической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение
Изучение проблемы развития фонетико-фонематической стороны ре-чи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи освящено в работах Г.В. Гуровец, Н. В. Дуровой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и других авторов. Учитывая необходимость и важность овладения ребенком фонематическим слухом, фонематическим восприятием, анализом и синтезом в дошкольном возрасте, мы пришли к выводу о важности изучения проблемы комплексной логопедической работы с целью формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом комплексного подхода (педагоги – ребенок - родители).
Актуальность исследования обеспечивается возрастающим количест-вом детей, имеющих нарушения речевой системы и поиском новых путей преодоления недостатков речи. Известно, что раннее начало коррекционной работы учителя-логопеда совместно с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения подтверждает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появле-ние вторичных отклонений в развитии и способствует готовности ребенка к школе.
Общее недоразвитие речи – распространенное отклонение в разви-тии ребенка, имеющее тенденцию к значительному росту. Оно характери-зуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. [4, с. 262]
Часто причиной нарушения звукопроизношения у детей с нормаль-ным слухом и относительно сохранным интеллектом является недоразвитие фонетико- фонематических процессов, а именно – фонематического воспри-ятия, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, фонема-тических представлений.
................
Глава 1. Современное состояние проблемы фонематических функций у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности общего недоразвития речи у старших дошкольников
ОНР, указанная аббревиатура означает общее недоразвитие речи. Это заболевание, для которого характерны такие симптомы, как несформированная функция звуков, издаваемых ребенком, и смысла, который он хочет донести с их помощью. Кроме того, при нем отмечаются патологии лексико-грамматических и фонематических процессов, малыш не может согласовывать слова, произносить те или иные буквы и т.д. [3, с. 92]
Однако особенности детей с ОНР – это не просто дефекты речи, в той или иной мере характерные для многих в дошкольном возрасте, но и глубокие виды патологии, которые, если ими не заниматься, могут привести к более серьезным нарушениям – дислексии и дисграфии, при которых ребенок не сможет овладеть техникой письма. Также заболевание следует отличать от такого явления, как фонетико-фонематическое недоразвитие. Само ОНР нередко проявляется на фоне таких синдромов, как: алалия (полное или практические отсутствие речи); ринолалия (проблемы с артикуляцией и образованием голоса); дизартрия (нарушенное произношение); афазия (когда пропадает уже сформированная речевая функция). Причины появления ОНР Логопед, как правило, при осмотре может выявить причину, которая спровоцировала такое явление у ребенка. [17, с. 314]
...............