Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблемы нравственного воспитания в истории зарубежной педагогики
Введение
Современная педагогическая теория и практика, во все более значимой степени ориентируясь на гуманистические ценности, обнаруживает тенденцию движения к идеалам истинной образованности, культуры и интеллигентности человеческой личности.
Педагогическая теория и практика прошли многовековой исторический путь, в процессе которого постепенно из суммы отдельных идей и концепций педагогика превращалась в самостоятельную научную дисциплину. Развитие образовательных институтов – это многообразный, противоречивый процесс, в ходе которого на определенных этапах нивелировались позитивные, прогрессивные, демократические педагогические идеи, чтобы затем возродиться вновь.
Только в фактологическом зеркале исторического процесса возможным является обнаружить очертания нового, грядущего. В то же время за периодами прогресса часто следует реакция, которая и возникает именно тогда, когда успехи наиболее очевидны. История педагогики является важнейшей неотъемлемой составляющей общей и педагогической культуры и дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли на различных исторических этапах.
Она позволяет понять характер взаимоотношений общества и школы, школы и государства, роль и значение сферы образования в развитии человеческой цивилизации, человеческой науки и культуры. В педагогической теории весьма специфически переплетаются теория и история. При этом в историческом аспекте некоторые теоретические положения и выкладки становятся более понятными и очевидными.
Таким образом, исходя из очевидной актуальности поставленной темы мы выводим цель нашей работы, которая состоит в том, что бы дать комплексный, историко-педагогический анализ развития теории нравственного воспитания в истории зарубежной педагогики.
1. Разработка проблем нравственного воспитания в эпоху античности
Влияние античности на педагогику огромно. Наследие этой эпохи оказало большое воздействие на все последующее развитие педагогической мысли (Локк, Коменский, Руссо и др.).
Одним из первых мыслителей начавших разработку проблем нравственного воспитания является Платон. Платон наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом является родоначальником всей европейской философии.
Платону принадлежат известные слова: «оставляйте детям в наследство не золото, но нравственное сокровище». Развитие духовного начала в ребенке, считает Платон, создает потребность в этическом воспитании, лучшим подспорьем чему служат музыка и пение. Религия при этом полностью исключается из образования .
Педагогические взгляды Аристотеля являются обобщением и завершением всей древнегреческой философской мысли относительно проблем воспитания. Аристотелю принадлежит самая обширная педагогическая система античности. При этом, в философском наследии Аристотеля педагогика не определяется как самостоятельная сфера человеческого знания, и понимается как неотъемлемая составляющая политической теории государства.
Если смысл человеческого существования состоит в создании счастливой и прекрасной жизни, что возможно только через нравственное поведение индивида, то одна из наиглавнейших функций государственной власти заключается в воспитании граждан в нравственной добродетели. Всякий государственный строй должен сообразоваться с современным воспитанием: «Самым важным способом сохранения государственного строя, – пишет философ, – является воспитание в духе соответствующего государственного устройства».
Аристотель критиковал практику частного афинского образования, и считал, что образование должно быть только государственным и обязательным. Это означает, что образование должно распространяться только на свободных граждан, за исключением рабов. Аристотель писал: «... в тех государствах, где предмет воспитания находится в пренебрежении, оно само терпит от того ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание – предмет первой необходимости».
Цель воспитания состоит в развитии в человеке человеческого начала, связанного с разумной душой. В природе человека заложена только потенциальная возможность развития способностей, которая реализуется только через воспитание. Поэтому воспитание должно обеспечить развитие природных способностей ученика.
Аристотель разработал стройную периодизацию нравственного воспитания ребенка. Первый период – до 7 лет, второй – от 7 до 14 лет, т. е. до половой зрелости и третий – от наступления половой зрелости до 21 года .
В первый период предполагается домашнее воспитание. Аристотель в отличие от Платона полагал, что семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании. Как государство представляет собой политическое общение, так и общение, возникшее естественным путем для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья. Таким образом, семейное воспитание предполагает общественное.
В целом, нравственное воспитание в педагогической системе Аристотеля является приоритетным, так как из всех живых существ только один человек имеет нравственную природу. Поэтому Аристотель выступает против ремесленного и всякого практического воспитания, т. к. они только ухудшают природу человека. Нравственное поведение человека определяется природой, обычаями и привычками и, следовательно, формируется на основе привычек и упражнений в достойном поведении. С этой целью, в младенческом возрасте необходимо предотвращать ребенка от ознакомления с какими-либо пороками общественной среды.