Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Жизнь и творчество Ш. Бронте
Введение
Шарлота Бронте - английская писательница. Родилась в Торнтоне, Йоркшир, в семье священника. Феномен семьи Бронте, особенно сестер – Шарлотты, Эмили и Энн – уникальное явление в английской литературе: все они были чрезвычайно талантливы и сильны духом, ибо сумели реализовать свои творческие устремления, несмотря на очень неблагоприятные жизненные обстоятельства. Литературное наследие Ш. Бронте составляют четыре романа и некоторое количество стихотворений, вошедших в сборник, изданный сестрами Бронте в 1846 г. под псевдонимами Каррер, Эллис и Эктон Белл; уже в нем проявилось своеобразие и мощная сила их воображения, трагизм мироощущения, сочетающийся с бунтарским духом протеста, склонность к мятежным страстям. Первый роман Ш.Бронте, «Учитель», в основу которого легло самое яркое событие в жизни Шарлотты – ее поездка в 1842 г. вместе с Эмили в Брюссель, где они недолгое время обучались в пансионе мистера Эгера, к которому Шарлотта испытала сильную, но безответную любовь – этот роман увидел свет в 1857 г., уже после смерти писательницы. Ш. Бронте пыталась ввести в английскую прозу новую героиню – некрасивую, независимую, решительно отстаивающую свое право на эту независимость, и при этом готовую к безоглядной любви, - консервативная британская критика не была готова ее принять, шесть издательств отвергли «Учителя». Зато роман «Джейн Эйр» (1847) имел ошеломительный успех. Пронизанный мощной эмоциональной стихией, гармонично сочетающий поэтику романтического восприятия жизни души с трезво-реалистическим взглядом на окружающий мир и свое в нем место, раскрывающий извечную дихотомию страсти и разума, конкретного и мифологического, этот роман не только привлек симпатии современников (особенно современниц) Ш. Бронте, но и не утратил своей притягательности для читателей (и критиков) последующих поколений. На волне этого успеха с интересом были встречены последующие романы Ш. Бронте – «Шерли» (1849) и «Городок» (1853). Сюжетный абрис первого романа – рабочие волнения, происходившие в Англии в начале Х1Х в. На фоне этих перипетий выписан образ главной героини, богатой помещицы, натуры яркой, деятельной, скептически относящейся ко многим предрассудкам своего класса, но тем не менее ставящей личный интерес превыше всего. Все же она выходит замуж по любви, за бедного учителя, отвергнув выгодные предложения-сделки. В романе слегка намечены контуры программы общественных преобразований, имеющей наивно-утопический характер. Роман «Городок» – в значительной мере возвращение к теме отвергнутого издателями «Учителя»: история молодой англичанки, не имеющей родных и средств к существованию и потому вынужденной работать учительницей в пансионе – впрочем, делающей это не только ради заработка, но также ради сохранения своей независимости, своей личности, своей любви. Роман – о становлении личности, он связан с сильной в английской литературе традицией «романа воспитания». Как всегда у Ш. Бронте, серьезность темы и яркость эмоциональной жизни души органически сочетаются. Ш. Бронте начала писать еще один роман, «Эмма», о существовании которого в ту эпоху знали немногие, – например, У.М. Теккерей, жалевший, что преждевременная смерть оборвала работу писательницы над книгой. (1816–1855)