Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Некоторые традиции классики в современном английском романе
Введение
В трудах буржуазных ученых и писателей утверждалось понятие «викторианская Англия», связанное с насаждаемым ими представлением о периоде правления королевы Виктории как эпохе благоденствия и устойчивого процветания страны. Эта официальная точка зрения не соответствовала истинному положению дел и опровергалась самой действительностью. Ее разрушению содействовало творчество английских писателей-реалистов.
Понятие викторианства, связанное с викторианской эпохой, означает определенную идеологию, образ мыслей и жизни, духовную атмосферу, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом. В XX в. термин «викторианство» получил самое широкое толкование. Одно время оно сводилось лишь к позитивным сторонам викторианской культуры, к якобы устойчивым эстетическим и этическим нормам, которых нет в современном обществе. Начиная с 1948 г. викторианская эпоха, викторианская литература активно анализируются критиками и историками литературы, что находит отражение в огромном количестве диссертаций и монографий, посвященных различным аспектам викторианства. Однако если учесть деятельность писателей «блестящей плеяды», то станет ясно, насколько призрачными были представления о золотом веке читателей XX столетия, по-настоящему не вникавших в диалектику сложного и противоречивого времени, когда мирно уживались серьезный и глубокий критицизм, осуждение эгоизма правящих классов с проповедью самоусовершенствования и альтруизма; когда наряду с буржуазным практицизмом и расчетом культивировалась личная порядочность и честность, высокая ответственность и трудолюбие; когда решался вопрос о всеобщем избирательном праве и рабочие впервые в истории выступили единой политической силой, способной отстаивать свои требования не стихийно, а организованно, сознательно и целеустремленно.
В своем творчестве английские реалисты XIX века всесторонне отразили жизнь современного им общества, правдиво воспроизвели типические характеры в типических обстоятельствах. Объектом своей критики и осмеяния они сделали не только представителей буржуазно-аристократической среды, но и ту систему законов и порядков, которая установлена власть имущими. Писатели-реалисты ставят проблемы большой социальной значимости, приходят к таким обобщениям и выводам, которые непосредственно подводят читателя к мысли о бесчеловечности и несправедливости существующего общественного строя.
Своекорыстию буржуазных дельцов писатели-реалисты противопоставили нравственную чистоту, трудолюбие и стойкость простых людей.
Трезвый реализм, суровая критика капиталистических порядков сочетается с романтическими мотивами, ситуациями и образами. Романтическое начало проявляется в произведениях реалистов в разной форме и в разной степени.
Блестящих успехов в английской литературе XIX века и особенно в 40-е годы достигает жанр романа, в котором появляются новые герои. Это не просто люди из народа, а люди, глубоко задумывающиеся над жизнью, тонко чувствующие, горячо реализующие на окружающее и активно действующие (Джон Бартон в романе «Мэри Бартон», герои романов Шарлоты и Эмилии Бронте).
Некоторые критики считают, что именно Сестер Бронте, живших в далеком XIX веке, мы можем благодарить за одно только появление жанра женского романа. Суть в том, что этот жанр всего-навсего подразумевал авторство в лице женщины, а не мужчины. То есть именно они, наравне со своей предшественницей Жорж Санд, предприняли один из первых шагов в попытке отстоять свое право на творчество и на свободу выбора в любви, хотя публиковаться сперва, все-таки пришлось под мужскими псевдонимами.
Именно книги Бронте дают возможность лучше разобраться в викторианской Англии и тех абсурдных общественных и моральных законах, которые дали жизнь представлениям об английской леди как о недоступной, холодной, асексуальной.
В женском романе того времени эпическая многоплановая масштабность в изображении общества сочетается с углубляющимся мастерством изображения человеческой личности в ее обусловленности обстоятельствами и ее взаимодействии с окружающими.
Романтический пафос протеста Джейн Эйр («Джейн Эйр» Шарлоты Бронте) и Хитклифа («Грозовой перевал» Эмилии Бронте) перекликается с мятежным духом героев поэм Шелли и Байрона. Реалистов сближает с романтиками их гуманизм, неприятие и критика буржуазного общества, стремление к справедливости и свободе.
Авторы женских романов словно смотрят на мир глазами своего героя и передают - просто передают, как бы не привнося в это собственного отношения,- его мысли и чувства. Но в том-то и дело, что все это «как бы» и «словно», все это только кажется на первый, поверхностный взгляд.
В целом стиль этих произведений необычайно сдержан и лаконичен. Как правило, они избегают излишних описаний и сцен, ненужных деталей и характеров, строго подчиняя все элементы повествования основному его развитию. Например, в одном из писем Джейн Остин критикует романы, в которых «вводятся обстоятельства, имеющие видимое значение, которые, однако, ни к чему не ведут». В романах самой Остин таких обстоятельств не было, в них все нужно для дальнейшего развития действия или характеров.
Авторы стремительно вводят читателя прямо в самое действие. Характерно также, что в женских романах почти нет описаний внешности героев, их туалетов, убранства их жилищ; почти отсутствует пейзаж (за исключением, конечно, Шарлоты Броте). Они представляют в этом смысле разительный контраст с большинством своих современников. Исключение делается лишь для того, что строго необходимо для характеристики, развития действия или для комического эффекта.
Внимание романисток сосредоточено на внутреннем, скрытом, определяющем характер, а не на внешних деталях портрета, одежды. От этого герои романов нисколько не проигрывают. Произведения женской прозы отмечены тончайшей и всепроникающей иронией. Она окрашивает все события, все характеристики, все размышления в совершенно особые тона; она разлита повсюду - но неуловима; ее остро чувствуешь - но она не поддается анализу.
Не смотря на то, что женский роман выделяют в отдельный жанр, весьма схематично, конечно, его можно было бы характеризовать как спор между реалистами и романтиками, понимая под этими терминами не столько литературные школы, сколько более общее восприятие жизни, особенности темперамента и самовыражения. Изысканный рационализм и глубокая, но сдержанная лиричность,- это своеобразное сочетание было чуждо пафосу романтиков.
Например, Джейн Остин жила и писала именно в те годы, когда романтические волны захлестнули не только Англию, но и всю Европу. Еще при жизни она, по странному парадоксу авторских судеб, была осуждена на безвестность. Позже умами читающей публики завладели критические реалисты.
Развивая традиции просветительского реалистического романа, литература XIX в. не только расширила и углубила их, но и обогатила новыми тенденциями, наметившимися в духовной жизни общества. Развитие английской литературы сопровождалось острой идейной борьбой - христианских и феодальных социалистов, чартистов и младоторийцев. В этом особенность английской литературы, обогащавшейся опытом общественных потрясений, связанных с развитием революционных событий на континенте.
Цель работы – рассмотреть некоторые традиции классики в современном английском романе на примере романов «Джейн Эйр» Ш. Броте, «Гордость и предубеждение» Дж. Остин, «Хозяйка Мэлвилла» В. Холт и «Девять карет ожидают тебя» М. Стюарт.
Для осуществления данной цели необходимо реализовать следующие конкретные задачи:
- описать историю становления и развития английской женской прозы;
- выявить специфику психологизма женской прозы;
- рассмотреть образы главных героинь романов «Дж. Эйр» Шарлоты Бронте и «Гордость и предубеждение» Джейн Остен;
- проанализировать сходство психологических типов Джейн Эйр и Элизабет;
- дать характеристику идеала женщины в современной английской женской прозе;
- проследить эволюцию личности женщины на примере образов английских романов Мэри Стюарт «Девять Карет Ожидают Тебя» и Виктории Холт «Хозяйка Мэлвила».
Предмет дипломной работы - традиции классики в современном английском романе.
Объект – произведения английской женской прозы «Джейн Эйр» Ш. Броте, «Гордость и предубеждение» Дж. Остин, «Хозяйка Мэлвилла» В. Холт и «Девять карет ожидают тебя» М. Стюарт.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.