Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Учение Фомы Аквинского о гармонии веры и знания
Введение
Фома Аквинский (Thomas Aquinas) средневековый философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель философско-религиозного направления, получившего, по его имени, название томизм.
Философско-теологическая система Фомы Аквинского явилась вершиной в развитии ортодоксальной схоластики и с XIV в. была ведущим направлением католической философии. Фома Аквинский получил титул "ангельского доктора", а также "всеобщего наставника" и "князя схоластов".
Следует разделять два этапа в развитии схоластики: до конца XII в. и с начала XIII в.Второй период — это расцвет схоластики ( XIII-XIV века), который совпал с расцветом готики. В этот же период возникают сочинения великих теологов, например Альберта Великого. Объясняется это тем, что в XII-XIII вв. с арабского было переведено много греческих текстов, в т.ч. Аристотель. Более того, в 1203 г. происходит падение Константинополя и разграбление его культурного наследия. ( Схема была такая же, как в Косово, придрались к внутренним непорядком и взяли штурмом). Было вывезено огромное количество текстов и богатств. Могущество Византии было основательно подорвано. Сразу после этого начинается расцвет университетов, архитектуры и ошеломительный взлет европейской культуры.
То же самое происходило и в философии. Хотя до этого и были философы, но их было немного, например, Абеляр и Ансельм Кентерберийский. Абеляр был виртуозом схоластических диспутов, современная защита диссертации — это лишь отголосок тех диспутов. Ансельм тоже был выдающимся схоластов.
В чем же заключалась специфика латинского мышления X-XII веков? Дело в том, что они знали лишь небольшое количество текстов, например, из Аристотеля были известны только "Категории" и "Об истолкованиях", которые составляли первую часть логики Аристотеля. Категории рассуждали о составляющих частях мышления и высказываний: субстанция, атрибут и предикат. На первом этапе схоласты занимались вопросами категорий, грамматики, логики и соотношениями между ними. Выясняли вопрос, какое отношение категории имеют к сущности, Обсуждали соотношение универсалий, номиналей с сущным. Была разработана латинская терминология ведения диспутов, применяемая до сих пор.
В этот период можно выделить школы номиналистов, реалистов и концептуалистов. В более поздний период круг философских вопросов сильно расширился, например, появилась вторая часть логики Аристотеля: "Аналитики" и "Топика", рассказывающих о силлогизме — науке об выводе утверждений из достоверных фактов ("Аналитики") и предположений и вероятностных суждений ("Топика"). Увлечение силлогистикой продолжается до сих пор.
В университетах преподавали представители различных орденов, особенно среди теологов. Наиболее видные ордены — доминиканцы и францисканцы.
Среди доминиканцев выделяется Альберт Великий и Фома Аквинский, который утверждал, что откровение и знание разума не противоречат друг другу, что разум имеет границы, что он без откровения. Среди Францисканцев следует назвать Бонавентура, Иоанн Дунс Сиот, Р.Бэкон, Оккам.
Цель данного реферата – рассмотреть учение Фомы Аквинского о гармонии веры и знания.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- описать биографию Фомы Аквинского;
- рассмотреть общие положения учение Фомы Аквинского;
- дать характеристику учению о вере и знании у Фомы Аквинского.