Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности принятия управленческих решений в экстренных ситуациях
Введение
За период радикальных рыночных реформ в России в системе управления произошли необратимые изменения, охватившие все отрасли экономики и социальной сферы. Созданы основные предпосылки для эффективного функционирования государственного и коммерческого секторов: законодательная, институциональная, инфраструктурная, ресурсная базы для государственного и частного предпринимательства. Однако этап формирования количественных условий должен уступить место этапу качественных преобразований, в частности, направленных на внедрение новых, отвечающих требованиям развитого рынка организационных структур бизнеса, на высококвалифицированный менеджмент.
Основное внимание проводимых реформ сосредоточено на либерализации общества, укреплении института частной собственности и обеспечении реальной свободы субъектов экономики. Важнейшей задачей сегодня становится реформирование предприятий, их организационной структуры и методов управления.
Тем не менее, функциональная и экономическая неэффективность многих отечественных предприятий, недостаточная восприимчивость их к достижениям научно-технического прогресса и социально-управленческим инновациям серьезно замедляет развитие страны в целом, выводит Россию из числа передовых экономик мира.
Проблемы развития, функционирования современных предприятий в сложных, неоднозначных, быстро меняющихся условиях зачастую связаны с необходимостью разрешения (преодоления) кризисных ситуаций.
Можно сказать, что кризисные явления на предприятиях вызываются несоответствием их качественных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах кризисов лежит много различных факторов. Эти факторы можно разделить на две основные группы:
• Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
• Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторы возникновения кризиса можно подразделить на:
• Социально-экономические факторы общего порядка (инфляция, издержки налоговой системы, нестабильность регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов населения, безработица и т.д.).
• Рыночные факторы (усиление монополизма на рынке);
• Прочие внешние факторы (социальная нестабильность, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной ситуации и т.д.).
К внутренним факторам возникновения кризисных ситуаций относятся:
• Управленческие (высокий уровень коммерческого риска, недостаточное знание конъюнктуры рынка, неэффективный менеджмент - отсутствие гибкости в управлении и т.д.);
• Производственные (необеспеченность единства предприятия как социально-экономического комплекса, устаревшие и изношенные основные фонды, низкая производительность труда, высокие затраты, перегруженность объектами социальной сферы);
• Рыночные (низкая конкурентоспособность продукции, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей).
Основы теории функционирования предприятий в условиях нестабильной, меняющейся внешней среды изложены в работах таких известных зарубежных и отечественных ученых, как И. Ансофф, О. Виханский, А. Градов, Г. Клейнер, Ф. Котлер, М. Мескон, Г. Минцберг, А. Наумов, А. Поршнев, А. Стрикленд, А. Томпсон и др. Особое место среди этих теорий занимает концепция управления изменениями Р. Акоффа, К. Левина, Н. Тома, Р. Уотермена др.
Проблемам кризисных явлений в экономике России и развитии промышленного производства в условиях рыночных преобразований посвящены научные труды Л. Абалкина, А. Аганбегяна, П. Бунича, Д. Львова, Е. Ясина и др.
Исследования проблем кризисов естественным образом вызывает необходимость разработки вопросов, касающихся подходов к разрешению критических (кризисных) ситуаций в менеджменте.
Состояние национальной экономики определяет особую предрасположенность многих российских предприятий к кризисам. Однако в реальности все больше предприятий предпринимают активные действия с целью приспособиться к новым условиям, полагаясь, прежде всего, на собственные силы. Растет число предприятий, переориентировавших свои хозяйственные связи, приступивших к выпуску новых видов продукции, целенаправленно занимающихся сбытовой и ценовой стратегией, перешедших к новым организационно-правовым структурам и т.п. Однако существуют и те, которые не осознают жизненно важной необходимости перестройки системы поведения в условиях быстро меняющихся рыночных отношений.
В отечественной экономике наблюдается двойственная система поведения предприятий: модель действий, при которых вероятность развития кризиса предприятия достаточно велика, и вторая - предполагающая ориентацию на перестройку системы менеджмента.
Многообразие поведенческих моделей предприятий нельзя однозначно разделить на две представленные схемы. Тем не менее, по основным показателям они в той или иной мере приближаются к одному из рассматриваемых вариантов.
Первый вариант - консервативное поведение - характерно для большинства предприятий, пребывающих в состоянии кризиса: предприятие достаточно пассивно, поведение его во многом инерционно, оно сохраняет преимущественно старые мотивы, старые связи, старую структуру, не предпринимает активных шагов на рынке, решает возникающие проблемы традиционным образом, а если же это невозможно, ждет их разрешения их на более высоком уровне. Основные характеристики такого поведения:
• Сохраняются традиционные связи, несмотря даже на их неэффективность;
• Остается прежняя структура управления (организационная структура);
• Продолжается финансирование начатых инвестиционных программ, даже несмотря на их неэффективность в нынешних условиях;
• Руководство предприятий пытается целиком сохранить кадровый состав предприятия, несмотря на то, что при этом падает производительность труда;
• Политика в области заработной платы формируется под давлением трудовых коллективов, и рост зарплаты зависит не от результатов экономической деятельности самого предприятия и, прежде всего, от роста потребительских цен в стране.
Второй вариант - активное приспособление к новым условиям. Основой его является стратегия самостоятельного выживания: ставка делается на собственные силы, причем не столько на собственные ресурсы, сколько на умение самостоятельно спрогнозировать развитие ситуации и предпринять соответствующие шаги. Такие предприятия, в противоположность предприятиям первой группы, обычно активны во всех отношениях:
• Ищут и устанавливают новые связи. При традиционной ориентации на локальные рынки предприятия пытаются расширять географию сбыта. Они активны в поиске выходов на внешний рынок;
• Применяют новые схемы в ценообразовании;
• Значительная часть руководителей предприятий готова идти на ликвидацию убыточных отделений с целью предотвращения свертывания деятельности предприятия в целом. В этих целях вводят жесткий режим экономии;
• Проводят активную перестройку организационной структуры, наделяют самостоятельностью свои структурные звенья;
Цель настоящей работы – проанализировать особенности принятия управленческих решений в экстренных (кризисных) ситуациях на предприятиях производственного сектора экономики.
Цель работы обусловила постановку следующих задач исследования:
1. Рассмотреть сущность, определение и классификацию кризисов в области управления хозяйствующими субъектами;
2. Проанализировать вопросы методологии и методик кризисного менеджмента в современных условиях;
3. Представить пример практического применения методов кризисного управления на примере действующего предприятия.
Предметом исследования является кризисный менеджмент как специфический вид деятельности, необходимой для преодоления состояний, угрожающих существованию и нормальному функционированию бизнеса, при котором основным вопросом становится выживание предприятия.
Объектом исследования выступает ОАО «Волжский азотно-кислородный завод» (ОАО «ВАКЗ»).
В настоящее время имеется широкий спектр работ, исследующих и раскрывающих суть проблем управления внутрифирменными изменениями в различных системах. Однако разработка рекомендаций по управлению предприятиями, находящимися в состоянии кризиса, является по-прежнему необходимой составляющей процесса оздоровления отечественной экономики. Это определяет актуальность и практическую значимость курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с проблематикой кризисов в управлении.
Вторая глава посвящена методологии кризисного менеджмента.
В третьей главе изложены прикладные вопросы, связанные с темой исследования.
При подготовке и написании работы автором использовались материалы монографической (И. Ансоф, О.С. Виханский, В.В. Гончаров, А.П. Градов, А.Б. Крутик, Е.В. Новоселов Н.В. Родионова и др.), учебной (С.Г. Беляев, Э.А. Уткин), справочной литературы, а также материалы публикаций в специализированной периодике (журналы «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом», «Инвестиции в России», «Экономист»).