Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности методики силовой подготовки подростков
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что необходимость физической нагрузки и определенной двигательной активности для человека доказана неоднократными исследованиями на эту тему.
Адекватная физическая нагрузка помогает человеку в определенной степени сохранить молодость и эффективное функционирование организма на многие годы, повысить аэробные возможности, силу и уровень выносливости, которые являются важными показателями биологического возраста организма и его общей жизнеспособности.
Наиболее актуальным в современном обществе аспектом развития физической активности является вопрос развития силовых качеств у детей школьного возраста, потому как большое внимание в школьных программах физического воспитания обычно уделялось аэробным видам нагрузки, игровым видам спорта и т.д., в то время как силовая подготовка подростков оставалась долгое время без должного внимания исследователей.
Несмотря на то, что с педагогической точки зрения силовая подготовка является важной частью комплекса мероприятий по физической подготовке школьника, тем не менее в специализированной литературе можно найти довольно редкие исследования об особенностях развития силовых качеств у подростков, причем, чаще акцент делается на специфику развития скоростно-силовых качеств юных спортсменов – так, например, определенную информацию на эту тему можно найти в работах, посвященных определенным видам спорта, написанных такими авторами как B. П. Филин, В. С. Топчиян, С. И. Филатов, В.М. Дьячков, Г.И. Черняев и др.
Помимо того, известно, что на уроках физкультуры в общеобразовательной школе значительное время отводится на развитие ловкости, гибкости, координации движений, меньше - выносливости и, как правило, совсем незначительная часть урока посвящается силовой и скоростно-силовой подготовке. Это приводит к тому, что воспитание важных для жизни человека физических качеств сдерживается и не обеспечивает разносторонней физической подготовленности.
Важность же изучения особенности силовой подготовки подростков – как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования (в данной работе мы сделаем акцент на общефизическую подготовку, не беря в расчет специфику конкретных видов спорта), итак, важность изучения данной темы заключается в том, что развитие силовых качеств у подростка имеет огромное значение для формирования личности взрослого человека – так, экономическая ситуация, сложившаяся в современном обществе, диктует условия, при которых молодым людям необходимо к моменту начала самостоятельной жизни иметь определенную физическую форму для достижения оптимальных результатов во взрослой жизни (например, при поступлении на службу в регулярные войска, в выборе профессии, связанной с физической активностью и требующей определенной мышечной силы и т.д.) Помимо того, определенная силовая подготовленность молодого человека, сформированная в подростковом возрасте, помогает во взрослой жизни избежать травматизма и перенапряжения в бытовых ситуациях, требующих приложения определенных усилий. И, что также остается без должного внимания педагогов, правильная силовая подготовка в подростковом возрасте подразумевает адекватное и гармоничное развитие мышечной структуры, что крайне важно как для формирования внешности молодого человека (девушки), для активизации метаболизма и сохранения здоровья в будущем. Подростковый возраст, как было доказано исследованиями, проведенными О.В. Перовой, инструктором по фитнесу клуба «Шакти», подростковый возраст является наиболее важным периодом в жизни человека, когда, во-первых, формируются будущие физиологические параметры взрослого человека, во-вторых, закладываются принципы дальнейшего образа жизни, а в-третьих, силовая подготовка дает наилучшие результаты. Также исследования Р.А. Шабунина, Л.С. Дворкина, СВ. Воробьева, А.А. Хабарова показали, что увеличение двигательной активности школьников как непосредственно на уроках физического воспитания, так и во внеклассной работе позволяет эффективнее воспитывать физически всесторонне развитых детей и подростков.
Тем не менее, такие исследования единичны и в основном не учитываются при формировании учебных программ для подростков в школах и учреждениях дополнительного образования. Более того, даже если элементы силовой подготовки присутствуют в программах физического воспитания, то зачастую педагогами не учитываются физиологические и психологические особенности подростка.
Подобные попытки внедрения силовой подготовки, без учета физиологии, анатомии и особенностей психологии подростков приводят к тому, что преподаватели физического воспитания, столкнувшись с негативными результатами таких попыток, отказываются в дальнейшем от внедрения силовой подготовки в учебную программу, тем самым отказывая ученикам в возможности развития важнейших качеств человека – таких как сила, красота, гибкость и т.д. Ведь, как известно, силовая подготовка тесно связана с комплексом растяжки, который помогает развивать подвижность суставов, тренирует связки, помогая избежать травматизма и проявления множества возрастных заболеваний, связанных как раз с недостатком подвижности суставов.
Таким образом, мы приходим к формированию основной цели данного работы, которую можно сформулировать следующим образом: исследование методики силовой подготовки подростков, направленной на развитие жизненно важных физических качеств, с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей, влияющих на позитивный эффект внедрения подобного рода подготовки в учебные программы учреждений как общего, так и дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели, можно определить основные задачи данного исследования:
1. Изучить литературу на заданную тему
2. Изучить сущность силовой подготовки
3. Изучить возрастные особенности психологии подростков
4. Изучить возрастные особенности физиологии и анатомии подростков
5. Изучить методику силовой подготовки подростков и ее эффективность
6. Изучить психологические аспекты силовой подготовки как важнейшую часть работы преподавателя физического воспитания с подростками
7. Дать рекомендации по применению методик преподавания силовой подготовки у подростков 12-13 лет.
Объект исследования: силовая подготовка подростков
Предмет исследования: психологические и физиологические особенности методики преподавания силовой подготовки подростков
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы на заданную тему
Опрос
Наблюдение
Анализ
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.