Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода к рыночной экономике государство утрачивает функции гаранта возмещения ущерба, наносимого физическим и юридическим лицам, как природными силами, так и экономическими факторами. Эту роль принимает на себя система страхования.
Страхование ответственности - сравнительно новый для российского страхового рынка вид страхования. Несмотря на то что ОСАГО пошел третий год, споры по поводу продолжаются до сих пор
1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Закон об "автогражданке" вызвал ожесточенные дискуссии как в обществе, так и в высших эшелонах государственной власти. Дискуссии эти затрагивали не только и не столько юридико-технические проблемы формулировки норм Закона, сколько саму его концепцию. Противники Закона в том виде, в котором он принят, выдвигают весьма эмоциональные, но от того не менее интересные аргументы, указывая на противоречие его ГК РФ, КоАП РФ и даже Конституции РФ.
Во-первых, ОСАГО (сокр. - обязательное страхование автогражданской ответственности) - это совершенно новый для нашей страны вид страхования, в котором никто еще не имеет необходимого опыта работы. Использование опыта, наработанного в области добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта, зачастую результата не дает, а иногда и вовсе приводит к неверным решениям и действиям - настолько велики различия концепций этих двух видов страхования и их правового регулирования.
Во-вторых, очень далека от совершенства законодательная и нормативная база данного вида страхования. И в Законе об ОСАГО, и в Правилах обязательного страхования, в иных нормативных актах имеются противоречия с нормами ГК РФ, Правила в ряде случаев не соответствуют положениям Закона. В этих актах есть и внутренние противоречия, нестыковки. Очень многие нормы сформулированы некорректно, в результате чего возможно их неоднозначное толкование. Есть и прямые пробелы правового регулирования некоторых, в том числе принципиально важных, вопросов.
В-третьих, необходимо учитывать, что система обязательного страхования потребовала создания огромного числа новых рабочих мест в страховых компаниях, большого притока новых кадров. Многие из этих людей никогда ранее не работали в страховании либо имеют лишь незначительный опыт страховой деятельности. Это приводит к тому, что зачастую даже по достаточно простым вопросам возникают совершенно неправильные решения. Не всегда, к сожалению, и РСА занимает безупречную позицию, подчас его рекомендации носят более чем спорный характер.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.
Объектом исследования работы является страхование ответственности. Предмет исследования составляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, его правовой и экономический аспекты.
Цель работы – проанализировать нормативно-правовые и экономические условия реализации ОСАГО.
Задачи, решаемые в работе:
охарактеризовать страхование ответственности, как особый вид страхования;
выявить особенности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
определить экономические условия и функции ОСАГО;
рассмотреть сущность нормативно-правовой базы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
проанализировать состояние и динамику реализации ОСАГО в экономическом аспекте;
предложить мероприятия по совершенствованию ОСАГО;
В первой главе работы рассмотрены теоретические проблемы страхования, экономические условия, во второй – особенности нормативно-правовой базы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в третьей главе – вопросы экономической реализации ОСАГО.
Для написания работы использовались нормативные документы Российской Федерации. Кроме того, использовались комментарии к законодательству, монографии отечественных авторов в области права, страхования и экономики.