Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Эмоциональное выгорание у менеджеров
Введение
Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов (Б.Г. Ананьев, 1977; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996; А.И. Папкин, 1996, 1998; К.К. Платонов, 1970; А.М. Столяренко, 1987, 1990; Л.Б. Филонов, 1981 и другие). Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации специалиста.
Вопрос, связанный с профессиональным становлением, и личностным развитием, обсуждается в работах отечественных и зарубежных авторов – Б.Г. Ананьева (1977), С.Б. Братуся (1980), Л.С. Выготского (1984), Е.А. Климова (1996), И.С. Кона (1979), Л.Ф. Обуховой (1996), А.И. Папкина (1996), Л.Б. Филонова (1981,1992), З.Фрейда (1989), Э.Эриксона (1996) и других. Отмечается, что характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональное становление. В свою очередь выполнение профессиональной деятельности вызывает определенные личностные изменения, в том числе развитие профессиональной деформации.
Изучение публикаций по теме показало, что профессиональная деформация может обнаруживаться как минимум в двух сферах личности – ее психических процессах, состояниях, свойствах и ее социально-психологических чертах, проявляющихся в поведении. Возникновение профессиональной деформации может начаться как с преобразований социально-психологического характера, таки с преобразований психических функций.
Как утверждает А.К. Маркова (1996), профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и в поведении. Подтверждают ее мысль и другие авторы, однозначно связывая обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности (Г.Г. Романович, В.И. Батюк, 1998). Например, подразумеваются стереотипы поведения (Р.М. Грановская, 1988), профессиональные привычки, стиль общения (Л.Н. Корнеева, 1991) и навыки (В.Л. Васильев, 1976), которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей (Г.Г. Романович, В.И. Батюк, 1988), перенос большей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы (Р.М. Грановская, 1988; Л.Н. Корнеева, 1991) и другие. По мнению других авторов, обсуждаемое явление вызывает нежелательное преобразования и собственно психических характеристик индивида (Д.П. Котов, Г.Г. Шиханцов, 1976). Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты (В.И. Белослудцев, И.И. Соколов, 1995; В.С. Медведев, 1996; В.А. Лазарева, 1987). Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей (В.Л. Васильев, 1976; А.В. Буданов, 1992).
Профессиональной деформации более подвержены представители тех профессий, которые работают с людьми – врачи, педагоги, психологи (С.П. Безносов, 1987). В исследовании С.В. Кондратьевой показано, что по мере роста стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии учеников. Такие учителя рассматривают конкретного ученика только как типичного представителя, абстрагируясь от индивидуальных особенностей, снижая тем самым эффективность воздействия на него (Г.М. Грановская, 1988). Профессиональная деформация проявляется у врачей в профессиональном жаргоне, возникающем в результате экономии времени. Так, сдавая дела перед уходом в отпуск, один врач сказал другому: «Сейчас на отделении три почки, два желудка и один желчный пузырь». Способствуя скорости общения с коллегами, жаргон в то же время плохо действует на больных, которым не нравится, когда личность больного считают лишь придатком к больному органу (Г.М. Грановская, 1988). Профессиональная деформация психологов проявляется в потере способности удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладением этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток, как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим, или подобным этому, он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций (Д.Т. Трунов 1998).
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определила выбор темы нашего исследования.
Задачи исследования:
1.Провести аналитический обзор литературы.
2.Разработать программу исследования.
3.Провести исследование влияния личностных особенностей менеджеров на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
4.Провести обработку и анализ результатов исследования.
5. Разработка психокоррекционной программы для профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Объектом нашего исследования является синдром эмоционального выгорания как психологический феномен.
Предмет исследования: влияние личностных особенностей менеджеров на формирование синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучить влияние личностных особенностей менеджеров на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности и разработка психологической программы для профилактики психического выгорания.
В качестве гипотезы исследования мы выбрали личностные особенности менеджеров могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности, использование профилактических мер способно снизить риск формирования синдрома эмоционального выгорания.
Для проверки гипотезы мы использовали следующие методы:
1. Анкета для сотрудников «Насколько Вы удовлетворены следующими аспектами Вашей работы».
2. Анкетирование с целью:
• определения уровня удовлетворенности работой данной категории сотрудников,
• диагностики ведущей мотивации деятельности,
• исследования состояния морально-психологического климата в организации,
• диагностики отношения к стилю и методам руководства в компании,
• выявления отношения к происходящим в компании изменениям.
3. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI).
4. Методика «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко.
Для математического анализа использована корреляция
Объем выборки 30 человек.