Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Роль реформы в государственном регулировании в строительстве
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых важных задач в развитии демократии является укрепление гражданского общества в Российской Федерации. Без развитого, сильного гражданского общества, без выработки действенных механизмов общественного контроля за деятельностью государства невозможно эффективное управление процессами развития социальной сферы, невозможно формирование эффективной, сильной экономики, невозможно свободное развитие предпринимательства.
В структуре гражданского общества важное место принадлежит негосударственным некоммерческим организациям. В основном через их деятельность гражданское общество воздействует на государственные институты, контролирует их, подает обществу сигналы в случае ненадлежащего выполнения государственными органами своих функций.
Нынешний этап формирования гражданского общества – это постепенная передача институтам гражданского общества, в основном негосударственным некоммерческим организациям функций государства, прежде всего в сфере регулирования тех или иных сфер деятельности. Речь идет о саморегулировании, чему посвящено наше сегодняшнее обсуждение.
Скажем прямо – в условиях, когда еще вчера мы жили в условиях жесткой административно-командной системы и сейчас гражданское общество только формируется, такая постановка вопроса, подкрепленная усилением негосударственных организаций, ростом их числа и активности, вызывает порою раздражение чиновников. Российская традиция – тотальное регулирование и контроль государства всех сфер жизнедеятельности, разгул бюрократизации и коррупции. При этом государство, как правило, не принимает на себя каких-либо существенных обязательств за действенность такого контроля и регулирования.
Сфера строительства не является в этом плане исключением. По действующему законодательству государство приняло на себя все функции управления и контроля в сфере строительства. Что это означает в реальной практике строительного комплекса?
Так, например, Федеральный закон «О техническом регулировании» предусмотрел разработку соответствующими государственными органами и принятие строительных технических регламентов. Однако до настоящего времени их разработка еще не начата. Более того, условиями разработки предусматривается, что тексты регламентов подготовят не соответствующие государственные органы, а сами строители, после чего государство лишь утвердит их в форме федеральных законов. Конечно, привлечение строительного сообщества к этой работе приветствуется, однако возникает вопрос: нужно ли при таком механизме выработки правил государство?
Складывается устойчивое впечатление, что государство не понимает реальных ситуаций и затруднений строительного комплекса (в том числе и применительно к реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»). Принимаются законодательные решения в этой сфере, которые не отвечают потребностям ни общества, ни строителей. Яркий пример – Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", принятие которого привело к удорожанию жилья и снижению темпов его строительства.
В целом у государства отсутствуют системные управленческие подходы к решению проблем строительной отрасли, оно выбирает лежащие на поверхности, но неэффективные, а порою ошибочные инструменты управленческого воздействия.
Нельзя не отметить, что в обществе складывается общая негативная оценка положения дел на рынке строительных услуг, реально ощущается опасность техногенных катастроф, обусловленная низким качеством строительства и эксплуатации возводимых зданий и сооружений. При этом государственные органы в целом и конкретные чиновники в частности не несут никакой ответственности за отсутствие надлежащего контроля и надзора в этой сфере деятельности, за ущерб, причиняемый конкретным гражданам и организациям. Более того, механизма реализации такой ответственности просто не существует.
В качестве механизма решения этой проблемы видится создание в строительной отрасли саморегулируемых организаций. Соответствующую концепцию еще предстоит разработать и обсудить. Замечу лишь кратко, какие конкретные задачи поможет решить переход к саморегулированию.
Во-первых, это позволит строительному сообществу выработать, принять и внедрить критерии, которым должен соответствовать хозяйствующий субъект для участия в строительной деятельности в зависимости от предмета такой деятельности (инвестор, заказчик, генеральный подрядчик, подрядчик, специализированная организация) и тем самым очистить строительную отрасль от ненадлежащих участников.
Во-вторых, разработать и принять в зависимости от характера объекта и субъектов строительной деятельности правила и стандарты такой деятельности, обязательные для всех членов саморегулируемой организации.
В-третьих, будут внедрены эффективные механизмы внутреннего контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации.
В-четвертых, в рамках саморегулирования имеется возможность повышения эффективности рассмотрения и разрешения экономических споров как внутри организации, так и во взаимоотношении ее членов со своими партнерами и потребителями услуг – через третейские процедуры, конфликтные комиссии и другие механизмы, минуя долгую и не всегда справедливую процедуру государственного судебного разбирательства.
Действующая в настоящее время система государственного регулирования данной отрасли недостаточно эффективна и нуждается в реформировании в направлении, отвечающем стоящим перед обществом (регионом) задачам и особенностям положения, сложившегося в строительстве конкретного территориально-административного образования.
Тем самым совершенствование системы государственного регулирования предполагает устранение ряда существующих его недостатков при одновременном укреплении форм и методов, адекватных принципам и закономерностям современной рыночной экономики.
Исследованию вопросов государственного регулирования в целом и строительства, в частности, были посвящены работы ряда отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Отдельные стороны этой проблемы нашли отражение в работах Л.И.Абалкина, 3.И.Аксеновой, А.П.Анисимова, А.М.Антонова, В.Ф. Бабкова, Н.Ф. Билибиной, Л.А.Бронштейна, А.В.Виленского, Л.Б.Миротина, Н.Ф.Петрова, Р.Н.Рогова и др. Отдельные проблемы управления формированием и развитием отрасли рассматривались в работах А.Бравермана, Л.Ф.Кормакова, В.И.Когелянц, И.Пугачева, В.А.Эм и др.
Однако многие вопросы совершенствования управления функционированием и развитием строительства изучены еще недостаточно полно, что негативно отражается на практических аспектах решения проблемы государственного регулирования экономики данной отрасли.
Сравнительно слабо учитывался рыночный аспект, особенности переходной экономики, отсутствуют методологические подходы и методические положения выбора рациональных форм и методов государственного регулирования в отраслевом разрезе, неполно отражена специфика развития жилищного хозяйства в условиях современного рынка.
Все это и предопределило цель, задачи и направления настоящего исследования.
Целью дипломного исследования является разработка теоретических и методических основ совершенствования государственного регулирования развития строительства, обеспечивающего эффективное его функционирование в условиях неуклонного расширения и углубления рыночных отношений на этапе стабилизации и подъема экономики.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение особенностей и составных элементов системы управления строительством в условиях действия закономерностей современной рыночной экономики;
- оценка состояния действующей системы государственного регулирования экономических процессов в строительстве и определение направлений его совершенствования на этапе расширения и углубления рыночных отношений;
- изучение и использование зарубежного опыта в процессе совершенствования нормативно-правовой базы государственного регулирования строительства;
-обоснование теоретических и методических подходов к совершенствованию организации государственного регулирования развития строительства региона;
- разработка мер по совершенствованию управления строительства региона на основе государственного регулирования развития его экономики.
Предметом исследования выступают формы и методы государственного регулирования строительства в условиях рыночной экономики.
Теоретической и методологической основой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления развитием строительства в условиях рыночной экономики.
В процессе проведения исследования были использованы методы анализа и синтеза, логического, системного и экономико-статистического анализа, метод экспертных оценок и другие общенаучные методы.