Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Роман Замятина "МЫ" и рассказ Булгакова "Адам и Ева" - две антиутопии"
Введение
Вспомним ветхозаветный рассказ о жизни первых людей в Эдеме, откуда они были изгнаны Богом за ослушание. «Грехопадение» первых людей привело к утрате рая, стало причиной греховности рода человеческого, возникновения мирового зла.
Как возвратить золотой век, вернуть потерянный рай, как создать на земле царство Божие – этими вопросами задавались мыслители с глубокой древности, желая если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную, упорядоченную модель человеческого общежития. Многочисленные проекты идеального государства, начиная с философских диалогов афинского мыслителя Платона (427 – 347 гг. до н. э.), породили обширную традицию в мировой культуре и положили начало формированию нового литературного жанра. Этот жанр окончательно оформился в эпоху Возрождения, благодаря появлению целого ряда книг, среди которых была и знаменитая «Утопия» англичанина Томаса Мора, давшая впоследствии название этому жанру.
Утопия, как литературный жанр, предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью. Утопией называют также любой нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований.
Расцвет утопии в эпоху Возрождения связан с особенностями ренессансного мироощущения. В философии, в науке, в этических, политических и эстетических учениях этого периода главным объектом внимания оказывается человек, а не божество, стоящее над ним, как это было раньше. Идея загробного блаженства, характерная для средневековья, уступает место попыткам моделирования более совершенных форм земного мироустройства, а эпоха Великих географических открытий порождает надежду, что где-то на неведомых европейцам землях жизнь людей уже достигла абсолютного совершенства. Однако реальное положение человека в европейских странах было весьма далеким от того, которого, по мнению мыслителей-гуманистов, он заслуживал. Поэтому, как правило, в утопиях этой эпохи сочетаются резкая критика современных общественных порядков и идеальные картины «земного рая».
Целью нашей работы является представить сравнительный анализ двух антиутопий: романа Замятина Е. «Мы» и рассказа Булгакова М. «Адам и Ева».
Замятин Е. в своем романе «Мы» предупреждает нас, что очень опасно, когда кто-нибудь берет на себя ответственность утверждать или внушает, что существует всеобщее вечное счастье. Каждый человек должен искать свое счастье и бороться за него. Нельзя лишать человека индивидуальности – это уже несчастье. Нельзя превращать людей в стадо, в толпу фанатиков.
Ведь истинное счастье, когда оно неожиданно, индивидуально, независимо.
Рассказ Булгакова М. «Адам и Ева» – это глубоко лирическая тема любящего и страдающего человека сплетается в пьесе с иной, но близкой темой ученого, творца, столкнув¬шегося с мрачной силой фанатизма, идеологического терро¬ра, призванного «организовать мир».