Содержание:
1. Многозначность понятия личности в современной психологии, методологические основы его анализа
2. Европейский рационализм XVI! - XVIII вв. и его концепция человека.
3. Анализ понятий: «человек как мыслящего «Я».
4. Понятие базовой мотивации и представление о непрерывном поле . мотивации.
5. Физический и психологический типы детерминации. Невозможность детерминистического анализа личности в рамках рационалистического подхода.
6. Свобода как фундаментальная характеристика личности в рационализме. Критика рационалистической концепции человека.
7. Структурный и генетический аспекты анализа личности.
8. Анализ понятий: личность как «система мотивов», как «самосознание», как «способность к творческим проявлениям» и как «способность к нравственному деянию».
9. Представления о генезисе н движущих силах развития личности; анализ различных походов: натуралистического и деятелъностдого.
10. Теории личности в отечественной психологии; анализ различных концепций ученых психологов.
11. Анализ концепций личности в современных направлениях зарубежной психологии.
12. Характеристика основных тенденций развития современной персонологии.
13. Анализ общих принципов структуирования психических образований по Л.С.Выготекому.
14. Факторный подход к структуре личности, его характеристика в высказываниях психологов (Р.Кеттелл, Н.Айзенк, Д.ЖГилфорд)..
15. Основные характеристики конгнитивисткого подхода к структуре личности в работах психологов Г.Келли, Ф.Франселла, Д.Баннистера.
16. Представление о структуре личности в психоанализе З.Фрейда. Влечение как элемент анализа строения личности. Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности.
17. Развитие понятий «Оно», «Я» и «Сверх-Я» в психологии К.Г.Юнга.
18. Диспозиция как элемент анализа строения личности. Персоналистический подход Э-Шпрангера.
19. Структура личности в концепции А.Ф.Лазурского.
20. Отношения как элемент строения личности. Разработки представлений об отношениях в концешщях Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева и С.Л.Рубенштейна,
21. Деятельность как элемент' строения личности. Параметры структуры личности в концепции А .Н.Леонтьева.
22. «Я» как единила деятельности в теориях «личности как самосознания». В.Джеймс о трехкомпонентной структуре «Я».
23. Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности. Взатяосвязь понятий «самооценка» и «самоотношение».
24. Современные подходы к описанию структуры самопознания.
25. Типология личности по Э.Фромму. Теоретические и прикладные типологии.
26. Интеграция и дезинтеграция структуры личности.
27. Анализ понятий: формирование, рост и развитие. Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
28. Индивид как бессознательная целостность, его генотип и фенотип. Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида.
29. Личностьг как психологическая система. Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности.
30. Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности.
31. Понята© персоногенеза как основы формирование индивидуальности и ее
жизненного пути.
32. Социальные условия развития личности. Общая харакгертстика понятий: «социальная ситуация», «социальная роль», «социальный статус».
33. Проблема совдапьно-^пгаического в личности; Методы исследования социально-типических проявлений личности. ..._.. V Г.,,. ,
34. Когнитивный и мотивационный аспекты социализации личности.
35. Л.С.Вып)тский и ШКане об интеграции как механизме социализации. Стадии и институты социализации.
36. Развитие личности как процесс, обусловленный врожденными
потребностями;
37. «Почкование» мотивов как основной принцип развития личности в рамках постулата «непрерывного поля мотивации».
38. Развитие личности как имманеншФе свойство субъекта. Копштдастская ориентация развитая личноста в рабЪгш^
39. Тенденции к самоактуализации как движущая сила ртзвития личнодги в теориях А.Маслоу и Г.Олпорта. ...,.' ; '.,. .
40. Тенденции к поиску смысла жизни и самосознанию как движущая сила развития личности по взглядам Ф.Франкла й К.Роджерса.
41. Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода по ? утверждениям _ АЖЛ1еонтье,ва ц С.Л. Рубенштейна* . . . :i
42. Поступок как исходная реальность объективного аназШза личности, его составные детерминанты. • . . ,
43. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.
44. Личностный смысл и смысловое образование, эксперим^нтальнью методы
его анализа. 45; Прямые методы исследования личности в опытах К.Левина и его
сотрудников.
46. Принцип проекции и основные проектные методы, их преимущества и
недостатки.
47. Разновидности методов формирования смысловых образований личности.
48. Клинические, и социально-психологические методы воздействия на личность. - .'."■•-
49. Понятие индивидуальности; индивидуальное и всеобщее продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.
50. Индивщдаые свойства, их разновидности и 1фаткая характеристика.
51. Темперамент, его психология и психофизиология. Значение исследований Б.МТеплова и В.Д.Небылищша для познания темперамента. Методы психодиагностики темперамента.
52. Характер, его психологическая характеристика в работах З.Фрейда и К.Г.Юнга. Понятия об экстраверсии и интроверсии. Типология характеров в работах П.Б.Ганнушкина и А.£.Личко.
53. Понятие о способностях. Задатки как органические предпосылки способностей. Общие и специальные способности по взглядам Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова.
54. Разновидности способностей и критерии их классификации. Понятия талант и гений.
55. Направленность личности как свойство, определяющее человеческие потребности и ценности. Структура направленности личности.
56. Личность как проявление единства ценностей, интеллекта, характера, темперамента, способностей, «Я концепции», социальной и профессиональной компетентности.
57. Особенности периодизации развития индивида, личности и индивидуальности.
58. Гетерохронность развития человека. Проявление противоречий в развитии человека как организма, индивида и личности.
59. Понятие жизненною пути по БГ.Ананьеву: биологическая, психологическая и социальная зрелость.
60. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности. Развитие личности как субъекта нравственного действия в работах ХПиаже и Л.Колберга,
61. Психодинамическая ориентация поэтапного развития личности по З.Фрейду и эпигенетическая периодюация развития личности по Э.Эриксону.
62. Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности в работах А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина.
63. Социально-психологический подход к периодизации развития личности.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по психологии личности
Личность - органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат об-щественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека, как общест-венного существа. Личность может осознавать, или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение.
В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как: личность профессио-нала, личность ученика, творчество. Говоря о личности человека вообще, мы называем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего ми-ра (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.
В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. При этом она рассматривается как:
1) некоторое психофизиологическое единство, включающее космическое и социальное окружение;
2) множество (или система) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляю-щихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой а также в его поведении, высказы-ваниях, отношении к нему со стороны других людей;
3) определенный тип (или их сочетание) с характерными особенностями поведения;
4) система конструктов. Конструкт — это своеобразная оценочная ось (например, плохой — хороший). Он представляет элементарную единицу нашего восприятия, отношения, в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация;
5) система личностных смыслов, и индивидуальных способов упорядочивания внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе акцент делается на содержа-ние потребностной сферы человека;
6) деятельность «Я» субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение;
7) субъект персонализации, т.е. потребности и способности вызывать значимые измене-ния в физическом и социальном окружении и т.п.
8) «осуществление процесса жизни» в свободном социально и наделенном духовным на-чалом.
Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности в практическом плане. Следует принять его как наличный факт и, за-давшись определенной целью (Например, коррекцией эмоциональных нарушений лично-сти ребенка), упростить описанное многообразие до уровня некоторых феноменологиче-ских моделей. Подобное упрощение является естественной для нашей психической жизни и, следовательно профессиональной деятельности.
Выделяют физическое, эмоциональное когнитивное, социальное и нравственное развитие личности.