Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Разработка методической системы обучения элективного курса информатики по социально экономическому профилю
Введение
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена развитием современной концепцией федерального базисного учебного плана Российской Федерации и предполагает введение профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. Определен ряд основных профилей, по которым будет проводиться обучение: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, информационно-технологический, социально-экономический и др.
Существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной образовательной траектории. Переход к профильному обучению позволяет: обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; обеспечить преемственность между общим и профессиональным обучением, в том числе более качественно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования; создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных траекторий;
Важность данной проблемы обусловлена еще и тем, что велика роль информатики в подготовке выпускников школы к труду, профессиональной деятельности, профессиональному самоопределению. Содержание школьного курса информатики и информационных технологий постоянно меняется.
Большой вклад в исследование содержания школьного курса информатики и информационных технологий внесли Н. В. Апатова, С. А. Бешенков, Я. А. Ваграменко, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев, В. Г. Житомирский, А. Г. Кушниренко, В.С. Леднев, М. П. Лапчик, В. М. Монахов, Ю. А. Первин, В. Г. Разумовский, И. В. Роберт, А. Л. Семенов, И. Г. Семакин, Н.Д. Угринович, Ю.А. Шафрин и др. Сейчас методическая система обучения информатике и информационным технологиям претерпевает значительные изменения, связанные с переходом от единого курса информатики и информационных технологий в старших классах к многоэтапной структуре. Первый этап – пропедевтический, второй – базовый курс информатики, обеспечивающий обязательный образовательный минимум по этому предмету, третий этап – дифференцированное изучение информатики в рамках одного из профильных курсов. Идеология построения профильных курсов информатики и информационных технологий была разработана А.А. Кузнецовым, С.А. Бешенковым, Т.Б. Захаровой.
В силу того, что профильное обучение находится только в стадии своего становления, практически отсутствует научно-обоснованное методическое и содержательное обеспечение, в частности, в вопросах обучения информационным технологиям применительно к различным профилям обучения.
В силу того, что профильное обучение находится только в стадии своего становления, практически отсутствует научно-обоснованное методическое и содержательное обеспечение, в частности, в вопросах обучения информационным технологиям применительно к различным профилям обучения. Таким образом, проблема исследования заключается в устранении противоречия между принятым учебным планом для школ социально-экономического профиля и программой изучения предмета информатики в рамках традиционной системы общего образования.
Необходимость устранения указанного противоречия посредством внедрения в программы профильных классов элективных курсов по информатике, обусловила актуальность темы, выбранной для настоящего исследования: «Разработка методической системы обучения элективного курса информатики по социально экономическому профилю».
Объект исследования – процесс обучения информационным технологиям учащихся старших классов социально-экономического профиля.
Предмет исследования – специфика обучения информационным технологиям в старших классах, реализующих социально-экономический профиль посредством элективных курсов.
Цель исследования – разработать элективные курсы в рамках методической системы обучения информатики по социально экономическому профилю в старших классах социально-экономического профиля и внедрение его в практику учебной работы.
Гипотеза: Методическая система обучения информационным технологиям учащихся старших классов школ социально-экономического профиля должна способствовать формированию фундаментальных знаний в этой предметной области и может быть построена на основе элективной компоненты, учитывающей специфику данного профиля.
Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к использованию элективных курсов в системе обучения информатики.
2. Охарактеризовать сущность и структуру элективных курсов, обосновать специфику элективных курсовых социально – экономического профиля.
3. Проанализировать методику преподавания информатики в старших классах в Центре образования № 775 ЮВАО г. Москвы.
4. Разработать и апробировать методической систему элективных курсов социально - экономического профиля в рамках обучения информатике и оценить ее эффективность.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Исследование опиралось на примерную программу профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (Угринович Н.Д.), стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Министерства образования России от 09.03.04 №1312), постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях».
В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов по системе общего образования, современное программное и информационное обеспечение научных исследований, методы мониторинга знаний и умений, педагогический эксперимент по проблеме, статистические методы обработки результатов экспериментов, прогнозирование перспектив развития информационных технологий.
Практическая значимость исследования заключается в повышении качества подготовки школьников в области информационных технологий (ИТ), ориентируемых на экономику, социологию, и вероятности их поступления в соответствующие гуманитарные Вузы и отработке методики обучения школьников ИТ, которая может быть распространена на другие школы, реализующие социально-экономический профиль.