Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Управление стоимостью компании
(1,2 гл диплома)
Глобальные изменения в мире, вызванные политическими и экономическими причинами, а также стремительным научно-техническим прогрессом, требуют новых подходов к социально-экономическому развитию как всего мирового сообщества, так и государств и отдельных экономических субъектов. Повышение национальной конкурентоспособности - это вопрос, который в настоящее время становится не только экономическим, но и политическим приоритетом для многих стран, в том числе и для» России. Особое внимание проблеме конкурентоспособности регулярно уделяется в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию.
В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обусловливают возможность множественных трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что рассматривается в качестве производителя - лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Так, Гельвановский М.И., рассматривая данное понятие, приходит к выводу о том, что все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трёх уровнях:
• микро-конкретные виды продукции, производства, предприятия;
• мезо-отрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции;
• макро-народнохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции и т.п.
Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления. Однако по опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции. Более того, развитие конкуренции и конкурентоспособности в фирмах США и Японии началось в ограниченных масштабах, между единицами предприятий и корпораций. Об этом свидетельствуют труды известных зарубежных ученых, таких как М: Портер, X. Хедоури, М. Джуран и др.
Анализ проблем конкурентоспособности в литературе отечественных экономистов показывает, что вплоть до второй половины 80-х годов проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед отечественными предприятиями, практически всегда формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. Это было обусловлено относительно слабой вовлеченностью нашей страны в процессы международного разделения труда, изолированностью финансово-экономической системы и невозможностью сколько-нибудь точно сопоставлять издержки производства и выручку от продажи товаров: на внешних рынках. Однако реформы 90-х гг. привели к перестройке всей экономической системы страны. Сложившаяся на настоящий момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. Интересы большинства участников рынка группируются вокруг компаний -экономических единиц, самостоятельно привлекающих факторы производства, использующих их и распределяющих полученную продукцию. Смещение центров управления экономическими явлениями с макро- на микроуровень требует разработки определенных механизмов принятия внутрифирменных решений. Ключевым этапом процесса принятия того или иного решения является анализ альтернативных вариантов и выбор того, который наиболее полно отвечает поставленным целям. При этом по мере создания рыночных отношений внутри страны и вовлечение ее в мировые хозяйственные связи, интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается непосредственно к предприятию и отрасли материального производства. В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары и услуги как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара и услуг, не учитывая мировые уровни качества и издержки по их созданию или оказанию. При вступлении на новый для себя рынок, при принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия.
Все многообразие определений конкурентоспособности можно свести к следующему.
Под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. При этом в зависимости от того, кто является носителем этих свойств, различают конкурентоспособность экономики страны, ее отраслей, компаний и конкретных видов продукции и услуг, а также механизмов и инструментов, обеспечивающих эту конкурентоспособность.