Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Методы разрешения противоречий, конфликтов
Введение
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объ¬ясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам воз¬никновения, функционирования конфликтов, управления ими.
В некоторых исследованиях «духовным» отцом теории конфлик¬тов считается Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона. Достаточно часты обращения к Гегелю, к его учению о противоре¬чиях и борьбе противоположностей.
Начало современным теориям конфликта положили исследова¬ния ряда немецких, австрийских и американских социологов, вы¬полненных в начале XXв.: Г. Зиммеля, Л. Гумпловича, Д. Смолли, У. Самнера. Наиболее известным из них является Г. Зиммель, кото¬рый рассматривал конфликты как неизбежное явление в обществен¬ной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и прису¬щего личности инстинкта агрессивности.
Деятельность зарубежных фирм, практика работы отечественных организаций, особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что современным руководителями управляющим пер¬соналом необходимы знания и навыки по управлению конфликта¬ми и их прогнозированию.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуа¬ции. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угро¬зу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участни¬ков взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Таким образом, конфликтная ситуация — это противоречивые по¬зиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противополож¬ным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объек¬тивные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо ме¬лочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента — и конф¬ликт может начаться.
Инцидент (повод) — активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой сто¬роны.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную си¬туацию необходимы:
• значимость ситуации для участников конфликтного взаимо¬действия;
• наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);
• превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.
В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участни¬ки будущего конфликта — субъекты или оппоненты, а также пред¬мет спора или объект конфликта.
Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаи¬модействия, в качестве которых могут выступать отдельные лично¬сти, группы, организации. Следует подчеркнуть, что оппоненты дол¬жны иметь возможность действовать от своего лица, а не выступать от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интере¬сов. В этом случае речь будет идти о посредниках, а не о конкретных участниках конфликта.
Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или ча¬стично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. Например, право распоряжаться имуществом, право собственности на землю, выбора варианта приватизации государственной собствен¬ности. Во всех перечисленных примерах та сторона, которая полу¬чает это право, получает и возможность решать все вопросы по своему усмотрению и полностью лишает или существенно сокращает соот¬ветствующие возможности другой стороны.
В таком случае объектом конфликта является получение права распоряжаться имуществом, землей, организацией. Субъектами конфликта выступают: исполком, организация, частные лица, т.е. те, кто оспаривает эти права.
Конфликтная ситуация — состояние достаточно подвижное, не¬устойчивое, легко может измениться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений объ¬ект — оппонент, при подмене объекта конфликта, появлении усло¬вий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказе одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.
Целью работы является рассмотреть понятие конфликта, а также показать различные методы управления им и более подробно рассмотреть процесс переговоров между участниками конфликтов, как один из наиболее эффективных методов успешного разрешения последних