Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социально-психологические основы разрешения межличностных конфликтов в организации
Введение
Осмысление историко-фактологического опыта психологических исследований, накопленного в различных отраслях психологического знания, является одной из актуальных проблем развития психологической науки. Это способствует вычленению наиболее перспективных идей и вопросов, решение которых станет актуальным в новом столетии. Одной из таких проблем, привлекающей внимание многих как отечественных, так и зарубежных ученых, и в то же время рассматриваемой весьма неоднозначно и противоречиво, является проблема внутриличностных конфликтов и методы их разрешения
Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в минувшем столетии до 300 миллионов человеческих жизней.
Конфликты сопровождают и обусловливают историю общества, государств, народов и личную жизнь каждого человека. Конфликты между людьми явление обычное, а иногда они имеют даже положительное значение. Порой гораздо полезнее вскрыть подспудно назревший конфликт и разрешить его, чем боясь обострения, постоянно «жить на вулкане» эмоциональной напряженности. Конфликт является всеобщим и необходимым элементом человеческой жизни. Он носит всеобщий характер, так как присущ всем сферам и уровням общественной жизни: индивидуальной, групповой, общественной. Биологические, психологические, национальные, культурные, экономические и другие различия, присущие человеку и обществу, неизбежно порождают разнообразные и многочисленные конфликты.
Жизнь человека представляет собой постоянный переход одного конфликта к другому. Это и неудивительно, потому что на каждом шагу нас подстерегают разного рода противоречия: бытовые и профессиональные, личные и межличностные. Разрешив одни из них, мы сталкиваемся с новыми, преодоление которых выявляет очередные, ранее скрытые от нашего взора противоречия. Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено, устранено и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того, чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело вникать в его суть, управлять его созидательной силой.
Условия жизни для многих жителей России вследствие социально-экономических преобразований являются экстремальными, то есть кризисными. И, согласно статистическим данным далеко не все россияне находят адекватные способы адаптации. Если деловой конфликт имеет свои объективные причины, то для эмоционального причина найдется всегда. Уточним, что межличностный конфликт - это конфликт между личностями, преследующими несовместимые цели, или стремящиеся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон.
Среди причин межличностного конфликта - отсутствие взаимопонимания, наличие противоположных интересов, отсутствие культуры дискуссий, неумение корректно спорить, убеждать, чувство обиды, неготовность и нежелание признать за другим право на собственную точку зрения.
Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как разрешения внутриличностных конфликтов – основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан.
Анализ современных социально - психологических программ, тренингов, направленных на снижение уровня конфликтности, коррекцию межличностных конфликтов показал, что большинство из них содержат задания, направленные на развитие психических процессов человека, повышение коммуникативности и снижению эмоциональной напряженности, но они не носят системного характера, часто используются в качестве необязательного материала. Тем более мы можем отметить, что недостаточно систематизированных программ, в которых бы была продумана целенаправленная работа по коррекции межличностных конфликтов.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью проведения систематической работы по снижению межличностных конфликтов и отсутствием доступной, понятной логичной коррекционно-развивающей программы, направленного снижение уровня конфликтности и стабилизации психологического состояния человека. Данное противоречие, а так же социально-практическая значимость и теоретическая неразрешенность этого вопроса обусловило проблему, разрешению которой посвящено наше исследование и выбора следующей темы: «Социально-психологические основы разрешения межличностных конфликтов в организации
Целью нашей работы стало изучение вопроса о межличностных конфликтах, определение методов их разрешения в организации.
Объект исследования – социально-психологические основы разрешения межличностных конфликтов в организации.
Предмет исследования – межличностные конфликты.
Гипотеза. Наше исследование основывается на предположении о том, что конфликты присущи каждому человеку в различной степени. У сотрудников предприятия низшего и среднего звена уровень конфликтности будет ниже, чем у людей, работающих на руководящих должностях. После проведения коррекционной работы у руководителей уровень межличностной конфликтности снизится.
В соответствии с определенной целью, объектом и предметом исследования нами были определены задачи нашей работы:
1. На основании проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования дать сущностную характеристику основным понятиям исследования: «конфликт», структура, виды и признаки конфликта;
2. рассмотреть основные подходы и классификации межличностных конфликтов;
3.охарактеризовать особенности, функции, структуру и элементы в межличностном конфликте;
4. провести экспериментальное исследование межличностных конфликтов и методов их разрешения;
5.подобрать и апробировать методы разрешения межличностных конфликтов и выявить эффективность проведенной работы посредством контрольного эксперимента.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение исследовательского опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
Нами были подобраны следующие методики по исследованию уровня конфликтности:
1.Методика Т.Лири - определение ведущих форм социального поведения, используемых личностью при взаимодействии с внешним миром.
2.Методика, определяющая склонность к внутри личностному конфликту «Тест на конфликтность» (Кноблоха-Фальконета);
3.Методика САН - экспресс диагностика трех важных психологических показателей: самочувствие, активность, настроение - их снижение может насторожить в отношении наличия депрессивного синдрома.
4. Методика Спилберга - экспресс диагностика уровня тревоги - может служить дополнительным подтверждением результатов САН. Позволяет быстро и эффективно определять важнейший показатель психического состояния индивида - наличие внутренней напряженности.
База исследования: одно из частных коммерческих предприятий г. Москвы.
Теоретическая значимость и новизна исследования. Основные идеи, рассмотренные в нашем исследовании по проблеме межличностных конфликтов, могут содействовать привлечению общественного внимания к проблемам конфликтности в целом и психологическому состоянию людей с высоким уровнем конфликтности и напряженности и благодаря этому – осознанию необходимости соответствующих организационных мер и научного поиска.
Практическая значимость. Поскольку проблема и состояние конфликтности людей является актуальной, то некоторые положения могут оказаться полезными для психологов, социологов, социальных работников и психиатров, а подобранная и экспериментально проверенная методика работы разрешению межличностных конфликтов может быть использована в коррекционном процессе в практике работы психологов и педагогов, а также при индивидуальной работе с людьми, испытывающими эмоционально-психологические сложности.