Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Оптово-продовольственные рынки
Организационно-экономические основы функционирования оптовых рынков
Современный оптовый продовольственный рынок - это управляемый и регулируемый механизм товародвижения, функционирование которого обеспечивается инфраструктурами, включающими в себя комплекс продовольственных помещений, обслуживаемых вспомогательными техническими службами (железнодорожные подъездные пути с автостоянками); гостиницы; почту; медпункты; расчетно-финансовый центр (банк); службу контроля качества; службу санитарно-эпидемиологического контроля продукции, а также другие службы, способствующие четкой, бесперебойной деятельности оптового продовольственного рынка.
В международной практике становится все более очевидным тот факт, что фирмы - поставщики продуктов, аккредитованные на оптовом рынке, стали настолько независимы, что в состоянии определять свою политику в отношении импорта, оптовых поставок и распределения товаров по рынку, доведения их до потребителя.
Опыт зарубежных оптовых рынков показывает, что если компании, занимающиеся торговлей продовольствием, сконцентрированы на одном месте, то это приносит немалые преимущества:
создается эффективная система ценообразования, где цены детерминируются спросом и предложением;
несмотря на конкуренцию, каждой компании выгодно такое «соседство» со своими потребителями и торговыми партнерами, т.к. создаются условия для процветания;
это способствует быстрому распространению новых технологий, методов работы, получению оперативной информации о ситуации на рынке;
погрузка, разгрузка товаров, движение транспорта происходят внутри территории рынка. Это позволяет не обременять и без того перегруженные городские транспортные магистрали дополнительным потоком машин;
упрощаются функции супервайзеров, консультантов, инспекторов, аккредитованных на рынке.
Очень значительна роль оптовых рынков в ценообразовании. Именно здесь складываются внутренние национальные рыночные цены на овощи, фрукты и картофель, скот и мясо, яйца, молочные продукты, рыбу.
Цены на оптовых рынках служат ориентиром для всех других каналов сбыта сельскохозяйственной продукции и, в частности, для установления контрактных расценок, а также поддерживаемых государством гарантированных цен.
Оптовая торговля объемлет широкое рыночное простран¬ство, начинающееся при завершении производства продук¬ции промышленным или сельскохозяйственным производи¬телем и заканчивающееся продажей и доставкой товаров предприятиям розничной сети, промышленным потребите¬лям, государственным учреждениям и др. Конечно, функции распределения может взять на себя и непосредственно про¬изводитель продукции, но, как уже говорилось, практика показала более эффективное выполнение этих функций не¬зависимым дистрибьютором. Это обусловлено главным обра¬зом тем обстоятельством, что дистрибьютор, не ставя перед собой никаких других задач, имеет возможность сосредото¬чить все силы на выполнении одной конкретной задачи.
Объекты управления оптовой торговли весьма разнообразны: различные виды сырья, сырьевые материалы, полуфабрикаты, готовая продукция. Главный критерий дистрибьютора при приобретении какой-либо продукции состоит в существовании на нее потребительского спроса. Он делает соответству¬ющие спросу закупки оптом, продавая затем ту же продукцию мелкими партиями своим потребителям. При закупке и про¬даже товаров оказываются услуги самым различным органи¬зациям.
Сегодня отрасль оптового распределения продолжает свое развитие. Все большее число оптовых фирм использует в своей деятельности новые методы, технологии и различные маркетинговые подходы. Это позволяет оптими¬зировать все производственные и финансовые операции, спо¬собствует снижению цен и улучшению обслуживания потре¬бителей. Многие дистрибьюторы в настоящее время оснаще¬ны передовыми операционными системами учета товаров, работающих в режиме реального времени, автоматизирован¬ными системами оформления счетов и заказов. Современные технологии проникают в сферу складского хозяйства, где успешно используется компьютерная и другая техника. Дистрибьютор осуществляет свою деятельность в услови¬ях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Те из них, кто продолжает использовать в работе устаревшие методы, имеют весьма сомнительные шансы на существование в ус¬ловиях обостренной конкуренции.
Во многих западных странах многие ведущие школы бизнеса и различные учебные заведения, активно включаются в дело подготов¬ки специалистов для оптового распределения. Сегодня многие зарубежные промышленные лидеры поддерживают создание образовательных программ, имеющих целью дальнейшее развитие и совершенствование оптовой торговли. Ученые, специалисты-практики, различ¬ные торговые ассоциации проводят активное изучение всех функциональных сфер отрасли с целью создания учебных программ для подготовки квалифицированных кадров. Мно¬гочисленные оптовые компании проводят большую работу по организации различного рода семинаров и курсов, ставящих перед собой те же задачи.
Значение отрасли оптового распределения сегодня велико. Сущность этой сферы деятельности состоит в максимальном удовлетво¬рении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве. Оптовая торговля — это катализатор происходя¬щих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка.
Необходимо постоянно добиваться такого положения, чтобы потребителю не было нужды самому разыскивать на рынке какие-либо товары или услуги. Все функции удовлет¬ворения его потребностей должен взять на себя дистрибьютор. Поэтому при громадном разнообразии товаров успех деятель¬ности дистрибьютора находится в прямой зависимости от его умения прогнозировать потребительский спрос и оперативно вносить необходимые изменения в свои производственные операции.
В системе продовольственного рынка, в рамках которого рассматривается оптовая торговля в данной работе, она играет роль посредника между производителями и предприятиями розничной торговли в цепочке движения товарного потока от производителя сельскохозяйственной продукции к потребителю.
В настоящее время устойчивых, стабильных связей в продовольственной цепочке между производителями, оптовиками и розничными торговцами не существует, они носят бессистемный, эпизодический характер. Оптовая торговля превратилась в «челночный бизнес» и является самым уязвимым звеном в этой цепи.
Сейчас как никогда актуализируется необходимость развития рыночной инфраструктуры и, прежде всего, создания оптовых продовольственных рынков. Именно организованные оптовые рынки в максимальной степени отвечают уровню и характеру развития производительных сил в АПК и в смежных с ним отраслях.
Более совершенные оптовые рыночные структуры, известные из современной зарубежной практики, реализовать сейчас не представляется возможным.
Оптовый продовольственный рынок - это коммерческое предприятие, осуществляющее организацию проведения операций по купле-продаже продовольствия в определенных местах и по установленным правилам.
Оптовый продовольственный рынок как юридическое лицо куплей-продажей не занимается, его задача - предоставить помещения и торговое оборудование для проведения торгов коммерческим оптовым организациям на условиях долгосрочной аренды. Физические лица к участию в торгах не допускаются, и их вход на территорию рынка категорически запрещен.
Цель создания системы оптовых продовольственных рынков - надежное, стабильное, круглогодичное снабжение населения городов качественной, сертифицированной скоропортящейся продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.
Эта цель становится осуществимой благодаря появлению в канале товародвижения оптового продовольственного рынка, упорядочивающего взаимоотношения по всей технологической цепочке: производитель - оптовик - розничный торговец. Сейчас взаимоотношения между названными субъектами хозяйствования принимают различные варианты. Скажем, производитель либо сам продает, либо через оптовика, либо выходит непосредственно на магазины, предприятия общественного питания, причем отношения с ними, как правило, на долговременной основе не строятся. В канале товародвижения между производителем и оптовиком нередко оказывается несколько посредников, что приводит к удорожанию продукции.